Тема: Межрелигиозный диалог между христианством и исламом. Ход истории.

Задаваясь вопросом, откуда и почему возникла религия, мне невольно вспоминается Джонатан Свифт и его «Рассказ о бочонке», который является аллегорией к ситуации, возникнувшей в Англии в 18 веке. Религия, по его мнению, является ни чем иным как красная повязка для быка, отвлекающая людей от желания бороться за свои права. Власть без религии – власть, религия без власти бессильна, так обычно говорил Паскаль. Несмотря ни на что, религия в Средние века играла ведущую роль, сподвигая людей на подвиги. Так две мировые религии: ислам и христианство еще с начала Средних веков не могли найти общий язык. Основные события, происходившие в период средневековья, были связаны непосредственно с этими двумя религиями: Реконкиста, Крестовые походы, освоение новых территорий, Колонизация. Изначально христианство не принимало ислам. Средневековые хроники описывают мусульман как язычников и дикарей, поклоняющихся непонятным идолам и купающихся в золоте и безмерных богатствах. Даже с прошествием времени, когда исламский мир показал свою истинную силу и значимость, открыв Европе таких великих деятелей культуры, как Аристотеля, Платона, Пифагора и т.д., а также, научив непросвещенную еще тогда Европу, утопающую в грязи и нечистотах, тогда как весь арабский мир уже тогда имел канализации, мощеные дороги, богатейшую литературу и искусство, христианский мир не смог смириться с тем, что какие-то арабы со своим «пророком-самозванцем» ведут людей к неверию. Возникающие между двумя мировыми религиями разногласия касались нескольких аспектов; со стороны мусульман: во-первых, мусульмане не принимали божественную природу Христа, считая уже сам этот факт очевидностью политеизма и многобожия, во-вторых, поклонение иконам, которые играют в христианстве очень важную роль, также считалось фактом многобожия (в исламе в этом случае фигурирует запрет на изображение, так как, изображая какое-либо существо, человек претендует на роль Творца), в-третьих, существующая в христианстве церковная иерархия и возможность прощения грехов – выдача индульгенций (также претензии на роль Творца) и т.д.; со стороны христиан: непонимание такого аспекта религии как джихад (борьба за веру), критика Корана, непринятие Мухаммеда в виде посланника и то, что мусульманское богословие очень вариативно и допускает различные толкования, казалось бы, базовых догматов - например, причин отпадения Иблиса от Аллаха или определения неверия («куфра») и многобожия («ширка»), т.д. Однако по прошествии веков, люди научились находить между собой общий язык, но сколькими жертвами они пришли хоть к какому-то взаимопониманию и сколько еще их будет. Крестовые походы, в которых христиане жестоко убивали и насиловали женщин и детей, Реконкиста, после которой многие мусульмане были вынуждены покинуть родные земли. Конечно, нельзя оправдывать и мусульман, которые также убивали и также притесняли иноверцев. Лишь в 20 веке христиане и мусульмане попытались урегулировать взаимоотношения в результате сближения многих стран в свете новой политики глобализации. Однако случай произошедший в 2006 г. долго не давал о себе забыть. Следует отметить, что главным партнером для диалога мусульмане считают Ватикан. Именно в этом городе их наиболее радикальные представители призывают водрузить знамя ислама в знак его торжества надо всем христианством. И именно слова Папы Римского воспринимаются большинством мусульман как общехристианская позиция, тем более, что среднестатистические приверженцы ислама отнюдь не различают христиан по конфессиям, равно как и большинство христиан воспринимают исламский мир как единое целое. С интронизацией Папы Бенедикта XVI политика Католической Церкви по отношению к исламу стала меняться в худшую сторону. В сентябре 2006 года Бенедикт XVI выступил с речью в университете города Регенсбурга, которая была посвящена как раз богословским аспектам христиано-мусульманских взаимоотношений. В ходе речи он процитировал слова императора Мануила II Палеолога: «Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие, как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал» ( когда я услышала эту фразу мне стало очень интересно: читал ли он когда-либо историю Средних веков, когда происходили Крестовые походы под эгидой борьбы за веру). Эта цитата немедленно вызвала всплеск негодования мусульманских лидеров, многие из которых обвинили Папу в провоцировании антиисламских настроений и потребовали от него немедленных извинений. Как и в случае с датскими карикатурами не обошлось без погромов в христианских общинах, от которых пострадали в первую очередь православные. Однако это не единственный случай, который поставил диалог между двумя религиями под сомнение. Сейчас, в свете последних событий, террористических актов и бесчисленных убийств многие люди настроены против ислама, представляя его как нечто нечистое и дьявольское. Христианские же лидеры не пытаются опровергнуть мнения непросвещенных людей, все больше провоцируя их на негативную оценку. Но несмотря ни на что, ни на усилия Папы, ни на усилия христианских агитаторов, и, не смотря на реальные события террора и агрессии со стороны мусульман, (по крайней мере, террористы себя так называют) все больше людей в нашем мире принимают ислам. Я, ни в коем случае, никого не обвиняю и не оправдываю, так как нахожусь в стороне от всех конфликтов и противоречий, возникающих между приверженцами той или иной религии, я только хочу сказать, что для того, чтобы оценивать ситуацию и утверждать кто прав, а кто виноват надо не только смотреть новости (которые, кстати, транслируются в выгодном для государства свете) и читать газеты, но и понимать и знать саму культуру, в рамках которой осуществляется оценка. И говорить, что все мусульмане террористы (когда, как совершающие террор обычно относятся к радикальной исламской секте ваххабизма) не является логически обоснованным высказыванием.

2

Re: Межрелигиозный диалог между христианством и исламом. Ход истории.

Иванова Ксения пишет:

Даже с прошествием времени, когда исламский мир показал свою истинную силу и значимость, открыв Европе таких великих деятелей культуры, как Аристотеля, Платона, Пифагора и т.д.,

И каким же образом исламскому миру удалось это сделать, позвольте полюбопытствовать?

Re: Межрелигиозный диалог между христианством и исламом. Ход истории.

Я полагаю, что Ксения имела в виду тот факт, что многие труды этих деятелей достигли Европы в арабских переводах.

4

Re: Межрелигиозный диалог между христианством и исламом. Ход истории.

Да, но "арабский" не = "ислам"

Re: Межрелигиозный диалог между христианством и исламом. Ход истории.

Ксения говорит не об исламе, как идеологической системе, а об исламском мире, включающем всё культурное и историческое богатство этого региона. И к тому же, арабский язык как раз и является отличительной и объединяющей чертой народа, даровавшего нам эти переводы) Ислам это только одна грань, смотрите глубже.

Re: Межрелигиозный диалог между христианством и исламом. Ход истории.

Говоря "исламским миром" в этом контексте, я непосредственно отсылаю читателя к определенной эпохе. Именно в это время, о коем собственно я и виду разговор, представителями собственно исламского мира были арабы в их превалирующем контингенте (так как, в Средние века арабы занимали лидирующие позиции на территории распространения ислама).Таким образом, в этом контексте,говоря о мусульманском мире логически приходишь непосредственно к представлению об арабах и их деятельности (хотя конечно нельзя не отдавать должного также и представителей других представителей этнической прослойки).

Отредактировано Иванова Ксения (2011-03-30 16:35:14)

Re: Межрелигиозный диалог между христианством и исламом. Ход истории.

Здравствуйте,Елена. Так если это научный форум и предлагать аргументы надо научные, а не выражать собственное мнение с притязанием на общепринятость. А насчет, того, что вы, якобы, не согласны с тем, что я связываю средневековье с современностью - это сугубо ваше личное мнение. И если вы не уверены в своей компетентности, то я не принимаю его за какую-либо логически-обоснованную критику в адрес моей статьи. Для того, чтобы разбираться в подобных вещах,надо обладать хотя бы минимальным набором информации, связанной с данной областью исследований.

Re: Межрелигиозный диалог между христианством и исламом. Ход истории.

Р.S. Говоря "христианство", и это очевидно, так как, говоря о Средневековье, нельзя даже предположить ничего другого , я имела в виду католичество.