Тема: Кузнецова Кира: Место русской интеллигенции в социокультурных реалиях современного общества

Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет философии человека, специальность «история мировой художественной культуры», 5 курс

Русская интеллигенция – понятие амбивалентное, весьма  неоднозначна и ее роль в истории и культуре. Данное понятие можно рассматривать в рамках различных дискурсов: исторического, социального, политического, культурологического. Однако вопрос о существовании и роли русской интеллигенции в современном обществе остается весьма дискуссионным.
Для начала необходимо рассмотреть содержание понятия «русская интеллигенция». Обобщив мнения различных ученых и определения, встречающиеся в словарях, следует отметить, что оно включает в себя две категории: нравственную и профессиональную.
Нравственная категория подразумевает способность к саморефлексии, по выражению Ю.М.Лотмана, «способность слышать голос совести», а также критически осмысливать действительность. В этом смысле интеллигенция синонимична понятию интеллигентность и характеризует личность по ее внутренним качествам, способности к нравственному совершенствованию.
Профессиональная категория характеризует интеллигенцию как людей умственного, интеллектуального труда. К данной категории в разные времена относились деятели культуры и искусства, педагоги, врачи.
Иными словами,  русская интеллигенция  - это некоторая общность, когорта, объединяющая людей с единством высоких нравственных и профессиональных качеств.  Неотъемлемой ее чертой всегда была активная внешняя и внутренняя позиция в осмыслении и воспроизводстве своей культуры и истории. Неоценим ее вклад в русскую культуру, формирование русского самосознания.  Это были мыслящие, думающие люди, которые создавали и выражали смыслы, идея, образы и понятия своего времени. Интеллигенция, таким образом, была неким культурообразующим феноменом, выполняла функцию аккумулятора культурных ценностей. Независимо от того, как складывались ее отношению с властью: оппозиционна ли была интеллигенция власти или находилась под ее покровительством, ясно одно, что это была своего рода общественная сила, способная повлиять на те или иные социокультурные процессы.
Однако более полувека назад канула в лету эпоха модерна с ее образом гения, ведущего за собой толпу, советская эпоха с ее стремлением к омасовлению, когда интеллигентом  считался каждый, кто имел диплом о высшем образовании. Что же происходит с русской интеллигенцией сегодня, в эпоху крайнего индивидуализма и плюрализма?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить особенности современной культуры, так как интеллигенция и культура находятся в определенном взаимовлиянии.
Хотя культура всегда имеет материальное выражение, по сути своей она духовна. Современная культура характеризуется кризисом своих духовных основ. Наиболее емким понятием и механизмом его действия является подмена всего и вся: начиная с человеческого общения и кончая подменой  основных жизненных ориентиров, понятий добра и зла.   На первый план выходит материальный компонент культуры: производится и потребляется в культуре то, что приносит коммерческий успех, как в экономике, пользуется законом спроса-предложения. Крайняя степень индивидуализма в социуме приводит к обратному процессу деиндивидуализации, унификации, формированию массового зрителя, способного без разбора потреблять все продукты культуры. Такая культура является скорее псевдокультурой, нежели культурой в подлинном смысле. Под ее влиянием оказалась и русская интеллигенция.
Под действием данных процессов она утратила свою основную функцию транслирования ценностей, потеряла свою значимость, оказалась невостребованной для общества в целом. Поэтому интеллигенция сегодня распалась как некая общность, общественная прослойка, способная повлиять на культурную ситуацию. Она плюралистична внутри себя: в осмыслении своего места и роли в социуме. Очевидно, что понятие «русская интеллигенция»  трансформировалось в современных социокультурных реалиях, утратив двуединство категорий, его составляющих. Сегодня оно в большей степени рассматривается с точки зрения нравственной категории. К интеллигенции принято относить образованных, высокодуховных людей. Образование в данном случае определяется  не количеством дипломов или карьерным ростом, а скорее способностью к самопознанию – человек образован настолько, насколько он самообразован.  Интеллигентность человека измеряется  культурой воспитания, нежели его профессиональной деятельностью.
В заключении хочется отметить, что история  показывала не раз: общество деградирует и вырождается, если теряет способность к культурному творчеству. Такая судьба может постичь и современное российское общество. Кто сегодня способен занять место русской интеллигенции? На этот вопрос культуре еще предстоит дать ответ.

Re: Кузнецова Кира: Место русской интеллигенции в социокультурных реалиях современного общества

Здравствуйте, Кира!

Хотелось бы уточнить, являются ли всем известные культурные потрясения двадцатого века причиной к трансформации русского интеллигента в русского интеллектуала и ничего более (имеющего ярко выраженную внешнюю мотивацию к получению звания дипломированного специалиста, но, к сожалению, все более и более утрачивающего мотивацию внутреннюю, нравственно охарактеризованную)?

Также хотелось бы, по возможности, услышать Ваше мнение по поводу того, почему эта участь постигла именно русское общество, когда, к примеру, английское сохранило свою аристократическую прослойку?

Спасибо!

С уважением,
Антонина

Отредактировано Пучковская Антонина (2010-10-11 21:52:55)

Re: Кузнецова Кира: Место русской интеллигенции в социокультурных реалиях современного общества

Позвольте вмешаться.. smile
Антонина, вы говорите об английской аристократической прослойке, сравнивая ее с нашей интеллигенцией, - но разве это правильно?.. У Киры в докладе ведь подчеркнуто утверждается нравственная составляющая интеллигента. А аристократ - это носитель определенных традиций и естественно, имеющий данную идентичность прежде всего благодаря своей семье и той среде, в которой он вырос. Интеллигент становится таковым все же из-за своего внутреннего выбора. Или я не права?..
И, кстати, разве есть в других культурах такое явление, как интеллигенция? Не элита, не интеллектуалы, а именно интеллигенты. Мне кажется, нет.
В общем, думаю, что не стоит смешивать эти понятия. И в таком случае, вопрос должен быть поставлен просто: "Почему же эта участь постигла наше общество? Каковы причины?"

Re: Кузнецова Кира: Место русской интеллигенции в социокультурных реалиях современного общества

Маргарита!

Мой вопрос скорее содержит не марксисткую установку, а этическую. Более всего меня интересует желает ли современный русский интеллектуал, и здесь я с Вами согласна,  - некий уникальный в своем роде, - брать на себя груз морально-нравственной ответственности, быть приверженцем и поборником высоких этических убеждений и так далее, а не протсо являться носителем определенного, скажем, выше среднего уровня IQ. Ведь именно это, я думаю, отличает не столько титулованных и высокопоставленных особ, сколько особ высоких духом и, конечно, интеллектом. И именно этому хотелось бы по возможности воспитывать.     

Спасибо!

Ждем ответ от Киры!