Тема: Зиновьева Анастасия: Язык как средство формирования гиперреальности в романе Джорджа Оруэлла «1984»

Республика Беларусь
Минск
Белорусский Государственный Университет, факультет международных отношений, кафедра культурологии, 4 курс, гебраистика

Каждая эпоха создает свой стиль и свой язык (мы не имеем в виду только собственно человеческий язык, а шире – способ кодирования информации, будь то язык живописи или музыки). Язык эпохи придает особую смысловую нагруженность жесту и поведению в целом. В рамках отдельной личности он преломляется, трансформируется в речь и служит в качестве лакмусовой бумажки для выявления убеждений и предпочтений человека (но даже в этом преломлении, в индивидуальной речи всегда остается та языковая доминанта, которая и является квинтэссенцией языка эпохи, его сущностью и сутью). В языке отражаются и ценностные предпочтения эпохи, ее противоречия и споры с самой собой и другими эпохами. Но время проходит, и вот уже следующий век с недоверием и непониманием смотрит на своего предшественника, стараясь понять и определить его с помощью своего языка и понятий. К счастью, язык не только поразительно изменчив, но  и обладает поразительной сохранностью, он несет в себе память о прошедших временах и нравах, о моде и увлечениях, стилях и субкультурах, зафиксированную на уровне и семантики и синтаксиса. Язык не может существовать отдельно от носителей этого языка, отдельно от социума. Язык и общество взаимно влияют друг на друга и в процессе этого влияния видоизменяются. Этот процесс взаимного влияния и видоизменения и является одним из ракурсов романа Джорджа Оруэлла «1984». Причем парадигма общества, которая там задана, носит  вневременной, антиутопический характер. Поэтому нельзя, получив прививку сталинизма, успокоится и пребывать в наивной уверенности, что это не повториться вновь.
В романе Оруэлла в первую очередь насилие над человеком, над его личностью осуществляется с помощью нарушения тождества означаемого и означающего. Слово (означающее) утрачивает свое семантическое содержание, оно перестает коррелировать с понятием, которое в него вкладывалось ранее. То есть язык теряет референтную функцию. Это влечет за собой не просто перестройку языковой системы, это и коренным образом изменяет самые суть понятия и явления. Таким образом, выстраивается некая гиперреальность, никак не связанная с реальностью как таковой. Именно об этом пишет Жан Бодрийяр в работе «Симулякры и симуляция»: «Реальное производится, начиная с миниатюрнейших клеточек, матриц и запоминающих устройств, с моделей управления — и может быть воспроизведено несметное количество раз. Оно не обязано более быть рациональным, поскольку оно больше не соизмеряется с некоей, идеальной или негативной, инстанцией. Оно только операционально. Фактически, это уже больше и не реальное, поскольку его больше не обволакивает никакое воображаемое. Это гиперреальное, синтетический продукт, излучаемый комбинаторными моделями в безвоздушное гиперпространство». Так министерство любви в романе – это орган, выполняющий функции шпионажа и осуществляющий репрессивные меры. А на здании министерства правды были написаны следующие слова: «Война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила».

Отредактировано Зиновьева Анастасия (2010-07-28 15:37:19)

Re: Зиновьева Анастасия: Язык как средство формирования гиперреальности в романе Джорджа Оруэлла «1984»

Анастасия, здравствуйте! (можно впоследствии обращаться на "ты"? smile )
Мне очень интересна данная тема, но есть несколько вопросов:
- во-первых, на основании чего выбирается материал для анализа? То есть, как вы определяете, что создает гиперреальность, а что просто является, например, художественным отражением реальности? (Мне просто сложно представить сам метод исследования... Как я понимаю, семантико-лингвистический?)
- во-вторых, есть ли у вас опыт анализа других произведений? У Оруэлла само по себе это произведение гиперреально, потому что относится к классу утопий. Интересно, может ли применяться данный метод при анализе других жанров.

На этом пока все, спасибо!
smile

Re: Зиновьева Анастасия: Язык как средство формирования гиперреальности в романе Джорджа Оруэлла «1984»

Маргарита, большое тебе спасибо за вопрос (конечно, можно на ты smile).
Во-первых, хочу уточнить, что гиперреальность - это не собственно реальность, это симуляция реальности, это "модель реальности без истока и реальности" (Бодрийяр). Но в художественном тексте все сложнее: само полотно текста - это художественная реальность, то есть то, что функционирует, приобретает смысл в рамках этого художественного произведения. Но что дает мне право говорить, что именно в этом произведении описывается посредствам художественных средств именно гиперреальность, а не что-то другое? Дело в том, что гиперреальность у Оруэлла как раз отвечает заданным параметрам: она не соотносится с объективной реальности, она не подражает ей, не имеет референтных связей с этой реальностью. Эта гиперреальность выстраивается посредством масс медиа, пропаганды и агитации, она конструируется в сознании человека. То есть это динамичный социальный конструкт, утративший референтные связи с объективной реальностью и ни в коем случае не являющейся порождением реальности. На мой взгляд, очень меткую метафору гиперреальности предложил Умберто Эко: он представлял гиперреальность как Диснейленд, но это не просто пространство тотального иконизма, это модель общества, основанного на потреблении и пассивности (достаточно вспомнить как в романе "1984" говорится о покорности, с которой воспринимали переделку истории жители Взлетной Полосы).
Что касается опыта анализа других произведений, то я отдаю предпочтение дискурсивному анализу, хотя и семантико-лингвистический метод тоже неплох.
Я согласна с тем, что само произведение Оруэлла гиперреально, но не согласна с тем, что оно является таковым из-за того что относится к антиутопиям.
И еще, основной акцент статьи я хотела сделать не на гиперреальности, а на языке как средстве формирования гиперреальности smile
Большое спасибо за интересный вопрос, надеюсь, что мой ответ возбудил еще больше вопросов, и мы сможем их обсудить smile

Отредактировано Зиновьева Анастасия (2010-10-12 22:13:05)