Тема: Музыка в исламе и христианстве

Отношения между музыкой и религией в исламской и христианской культурах никогда не были однозначными. С момента возникновения этих двух мировых религий и по сей день проблема осмысления роли музыки в религии остается актуальной. В зависимости от степени радикальности взглядов религиозных авторитетов в различные исторические периоды допустимость слушания и исполнения музыки то кардинально отрицалась, то, наоборот, музыка превозносилась как один из наилучших способов приближения к Богу. При рассмотрении музыки в контексте ислама и христианства важно помнить о существующем разделении музыки на вокальную и инструментальную, так как отношение к этим двум видам музыкального искусства, как в христианстве, так и в исламе, кардинально отличается.
В первые годы своего существования ни христианство, ни позднее, ислам не способствовали развитию музыкальной культуры. Музыка, тесно связанная с повседневной жизнью людей, была чрезвычайно развита во времена язычества, как в Европе, так и на территории Аравийского полуострова, Египта, Сирии, Иудеи. Новые религии отрицали все языческие традиции, в том числе и музыкальные. Языческая музыка ассоциировалась, прежде всего, с богомерзкими развлечениями, а истинный христианин или мусульманин никоим образом не должен был заниматься тем, что не одобрялось религией. Музыкальное искусство находилось и продолжает находиться в пределах строгих рамок различных религиозных и этических предписаний. Музыка смогла стать частью религии только в определенных формах культовой музыки ислама и христианства, однако и она в большинстве случаев была ограничена лишь вокальным исполнительством. Основной целью религиозной музыки является донесение до слушателя ее смыслового содержания, которое можно наиболее полно раскрыть при помощи слова. Недаром в «Диалектике» Иоанна Дамаскина музыка воплощена в образе Давида-псамопевца, раскрывающем силу одухотворяющего влияния музыки, соединенной со священным словом. Инструментальная же музыка была чужда религии.
Несмотря на то, что ни Библия, ни Коран не содержат высказываний, обязывающих или запрещающих слушать или исполнять музыку, в среде богословов бытовали совершенно противоположные мнения относительно музыки. Некоторые религиозные авторитеты крайне негативно относились к музыкальному искусству, также как и к танцу, в то же время, в священных текстах всегда находились аргументы в защиту музыки. Примером поляризации взглядов на музыку в исламе могут послужить два хадиса, содержащих различные оценки этого вида искусства: «Иблис (Дьявол) был первым, кто оплакивал и первый, кто пел» и «Аллах слушает человека, читающего Коран Прекрасным Голосом, внимательнее, чем хозяин певицы слушает ее пение». Что касается христианства, то перед нами также предстает противоречивая картина: Климент Александрийский, осуждая использование иудеями музыкальных инструментов при богослужении, тем самым противоречил богоугодности восхваления с привлечением инструментов и танца, выраженной в Ветхом Завете. С развитием христианского и исламского вероучений и появлением новых направлений внутри этих конфессий, отношение к музыке стало меняться, причем различные толки внутри одной религии стали оценивать музыку по-разному. В христианстве православие категорически отвергает использование музыкальных инструментов при богослужении, православная духовная музыка исключительно вокальная и исполняется акапелло (использование колоколов может показаться некоторым отступлением от этого принципа, однако оно не противоречит общему вокальному характеру православной литургии, так как основной функцией колокольного перезвона является оповещение верующих о некотором значимом религиозном событии, колокола не применяются непосредственно в самом богослужении). В то же время в протестантизме органная музыка имеет исключительное значение. Что касается ислама, то в отличие от большинства исламских религиозных течений, в которых используется только пение в форме adhān (призыв на молитву) и tajwīd (напевного чтения Корана), в суфийских духовных практиках музыкальные инструменты применяются довольно широко, в частности для сопровождения samā‘ – особого вида слушания музыки.
В условиях современного общества положение религиозной музыки несколько меняется, так как она выходит за пределы храма и становится частью светского музыкального искусства, утрачивая в некоторой степени свой религиозный характер.

Re: Музыка в исламе и христианстве

Очень познавательная статья. Как ты думаешь влияет ли музыка на внутреннее состояние человека и его восприятие действительности? Как и почему?

Re: Музыка в исламе и христианстве

Музыка, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, является не только результатом его творческой активности, но и фактором, влияющим на его психику и на его духовность. Музыка выражает не только эстетические предпочтения той или иной группы или индивидуума, но и формирует саму личность человека. Вопросы, касающиеся причин власти музыки, каким образом, в реальности имея сугубо физическую природу, она конструирует собственную реальность нематериального характера в человеческом мышлении, и если при помощи музыки можно влиять на психику, то какова цель этого воздействия задавались на протяжении веков, однако окончательный ответ так и не был найден. Попытки найти ответы на все эти вопросы привели к созданию разнообразных философско-эстетических концепций, как в западных, так и в восточных культурах, и принципиально невозможно считать какую-либо из них единственно верной. Для понимания того, как и почему музыка влияет на внутреннее состояние человека и его восприятие действительности, необходимо, прежде всего, опираться на свой собственный опыт слушателя и исполнителя, на который уже можно «примерять» те или иные существующие теоретические концепции. Только анализ собственного опыта позволит понять эти абстрактные рассуждения и сделает их реальными.
Что касается того, что практика samā‘ противоречит общему отношению к музыке в исламе, то теоретики суфизма как раз старались продемонстрировать «добродетели» samā‘ как средства достижения возвышенных духовных состояний и детально разработали его символические и аллегорические аспекты. В ответ на критику samā‘ суфийские наставники ввели особые предписания и правила, которым были обязаны следовать участники радений. Samā‘ был разделен на три вида: samā‘ низменной души, samā‘ сердца и samā‘ духа. Если первый вид samā‘ считался неприемлемым и богохульственным, то остальные два были признаны «законными». Однако участники samā‘ всегда должны были помнить, что это лишь средство для достижения духовной чистоты, умиротворения и близости к Богу, а не самоцель. Также обсуждался вопрос, какие инструменты можно считать приемлемыми в качестве музыкального сопровождения samā‘. Большинство суфиев признали приемлемыми тамбурин (duff) и флейту (nay), остальные же инструменты были признаны светскими и неподходящими для samā‘.