Тема: «Межкультурный диалог между исламом и христианством»

На сегодняшний день проблема межрелигиозного диалога двух культур стоит крайне остро, но при этом все работы, написанные на эту тему, более или менее конструктивные из них, все же содержат политический, экономический и социальный компоненты, отражающие несколько личное отношение автора, в контексте присущей ему культурной парадигмы. Дело в том, что современное представление о чем бы то ни было зиждется на информации, совершенно удаленной от объекта исследования. Источником чаще всего служит либо интернет, либо средства массовой информации, что, как мы знаем, не обладает независимыми возможностями распространения правдивой, проверенной информации.
Поэтому, когда мы говорим о проблеме межрилигиозного, межнационального взаимодействия нужно прежде всего рассматривать изучаемый объект, будь то культура, религия, ритуал не как нечто фантастическое, а именно как продукт развития, основанный на человеческих качествах, представлениях, стандартных и распространенных, присущих всем без исключения людям.
Нужно также учитывать, что религия объект далеко не статичный, то есть имеет свойство меняться, разветвляться и преобразовываться. Поэтому мы видим множество сект, течений, которые не специалист рассматривает не как возможную часть или ответвление, например, ислама, а именно как саму религию в целом, как первопринцип той или иной идеологической модели. Такое понятие как фундаментализм, столь распространенный сейчас присущ не только исламу, но и иным религиям — иудаизму, христианству; что следует учитывать, проводя анализ религии как состовляющей культуры, как арабов, так и христиан.
Современная обстановка, наколившая и так до предела политические и экономические взаимоотношения между полюсами Востока и Запада основана исключительно на нежелании принять «другого». Интересно, что этот Восток воспринимается Западом не как нечто отличное от него, а именно как потаенное Я, что объясняет это губительное отношение Востока и Запада как во времена Крестовых походов, так и сейчас.
Межрелигиозный диалог превращается в национальную проблему в странах с конфессионально неоднородными обществами, он превращается в международную проблему в мире, в котором межнациональные и межкультурные связи неуклонно растут и расширяются и адекватно понят он может быть только в контексте социокультурного развития современного мира.