Тема: Калинина Анна: Феномен иррационализма в художественно-эстетическом проекте второй половины ХХ века

Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра теории и истории культуры, спец. "история мировой художественной культуры", выпуск 2010 года, специалист

•    Бессознательное дает объяснение многим вопросам, которые с давних пор интересовали человечество и могли бы объяснить многие явления и поступки, а также мотивы в творческой деятельности. Обращение к феномену бессознательного в исследовании творчества дает направление в сторону апелляции к психологической составляющей творческого процесса, к мировоззренческим, личностным позициям, к субъективизму.
•    Мир бессознательного издавна был интересен, а актулизовавшись в ХХ веке и продолжаясь по сей день тенденция иррационализма еще до конца не изучена, а, напротив, находится в полном расцвете.
•    Бессознательное имеет свою историю, несколько забытую разумной частью. Это история субъективизма, невидимого внутреннего мира, который изредка обретал художественный облик. История иррационализма имеет постоянную тенденцию у всех к ней причастных к объединению противоречивых понятий, неосознаваемых на уровне творения, коими, например, являются эрос и танатос.
•    Осознание иррационализма философией и появление в системе наук психоаналитических концепций привнесло понимание не только человека как загадки, но и дало ключ к разгадке творческой деятельности человека, бессознательных течений в искусстве и подвигло немало творцов на создание бессознательных шедевров.
•    Все предшествующие произведения являются прочитанной книгой, вполне ясной для начавших ее читать. Тем интересен иррационализм в искусстве, что он трудно распознаваем, он требует глубокого сосредоточения, невозможного без предварительного знакомства со всеми основами. Это новые страницы истории человечества в целом, которые еще пишутся, имея уже историю, но они не с такой легкостью, как иные художественные практики, поддаются артиккуляции, осмыслению, что происходит  за счет разнообразия направлений, форм и методом выражения.
•    Искусство бессознательного, как древние письмена и сакральные постройки, таит в себе множество загадок. При чем, не каждому дано осознать, что в увиденном заложен потаенный смысл.
•    Иррациональное искусство полно обманок, иллюзий, что в общем названо «оптическим бессознательным».
•    Иррациональное искусство вторит гендерным законам, изучив которые, возможно на шаг приблизиться к пониманию знаков. 
•    Изучение бессознательных течений в искусстве открывает не просто новые грани в искусстве, а пишет новые страницы истории, с кардинально иного подхода.
•    Феномен бессознательного в сфере своей деятельности не ограничивается только искусством, а захватывает различные иные области жизнедеятельности, являясь, таким образом, более универсальным приспособленным продуктом.

Re: Калинина Анна: Феномен иррационализма в художественно-эстетическом проекте второй половины ХХ века

Здравствуйте, Анна. Я хотела бы уточнить ваш тезис "Иррациональное искусство вторит гендерным законам, изучив которые, возможно на шаг приблизиться к пониманию знаков."
Какие конкретно гендерные законы вы имеете в виду? А также вопрос об актуальности, то есть существуют ли, по вашему мнению, дальнейшие перспективы развития искусства в "иррациональном русле", если учесть, что почти все искусство 20 века построено на бессознательном принципе?

Re: Калинина Анна: Феномен иррационализма в художественно-эстетическом проекте второй половины ХХ века

Здравствуйте, Вера!
В данной теме имеются ввиду законы гендерных взаимоотношений, виддения мира представителей различных полов, которые сложились на протяжении времени и во многом сохранились и по сей день.
На мой взгляд, современное искусство по большей части стремится к иррационализму, следовательно, я полагаю, что иррациональное искусство не только продожлжает существовать, но и развивается и приобретает новые характеристики.

Re: Калинина Анна: Феномен иррационализма в художественно-эстетическом проекте второй половины ХХ века

Лично мне кажется, что современное искусство "застопорилось" на иррациональности, то есть, уходя все глубже в бессознательное, оно не создает новых форм. Это как, если позволите такой отвлеченный пример, шахтер, который уже много лет разрабатывает одну и ту же золотую шахту, но кроме золота в ней ничего найти не может. Я не отрицаю, что в иррациональной сфере множество форм являются притягательными для искусства, но по большей части, это лишь переосмысление того, что много раз уже было переосмыслено.

Re: Калинина Анна: Феномен иррационализма в художественно-эстетическом проекте второй половины ХХ века

К сожалению, во многом вынуждена с Вами согласиться, например, в том, что современность приподносит мало нового, а лиц перелицовыввает ставшие тардиционными формы.
Но несомненным плюсом является расширение границ применения искусства.