Тема: Куприянова Валерия: Креативность в психологии и генетике: состояние проблемы

Санкт-Петербург
Институт мозга человека РАН. Группа по изучению нейрофизиологии мышления, творчества и сознания. Аспирантка 1 курса по специальности «Физиология»

Задача доклада состоит в том, чтобы представить современное состояние проблемы креативности в психологии и генетике, а также осветить актуальную проблему соотношения воспитания и наследственности в креативности, как творческой составляющей культуры человека.
Способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач была отделена от других способностей в 1950-х годах и названа креативностью. Сегодня изучение и измерение креативности за рубежом осуществляется в следующих основных направлениях: «личностном» (влияние на креативность личностных черт) и «познавательном» (влияние на креативность интеллектуальных, познавательных способностей).
Существует минимум 4 основных подхода к проблеме творческих способностей:
1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.).
2. Творческие способности являются самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев).
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен и др.).
4. Интеллект участвует и в решении новых задач, и в автоматизации действий (Р. Стернберг).
Однако высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами.
Наследуемы ли творческие способности, точнее - креативность?
Многочисленные исторические примеры, на первый взгляд, убедительно свидетельствуют о преимущественном влиянии наследственности на формирование творческой личности.
Критики генетического подхода приводят два альтернативных объяснения: во-первых, творческая среда, создаваемая старшими членами семьи, их пример воздействует на развитие творческих способностей детей и внуков. Во-вторых, наличие одинаковых способностей у детей и родителей подкрепляется определенной творческой средой, адекватной генотипу.
К настоящему времени сложились представления о том, что сложные процессы, идущие в центральной нервной системе, могут быть в той и или иной степени генетически детерминированы. Сейчас выявлено более 60 генов, регулирующих передачу нервного импульса в разных системах мозга. Кроме того, в нашем исследовании была доказана сильная тенденция к связи креативности с полиморфизмом гена ангиотензиногена.
Таким образом, становится все более актуальным междисциплинарный подход к креативности со стороны наук о человеке и наук о культуре.

Настоящее исследование было поддержано РФФИ, грант 09-06-00012а, и грантом Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные науки – медицине».

Отредактировано Куприянова Валерия (2010-07-22 16:50:38)

Re: Куприянова Валерия: Креативность в психологии и генетике: состояние проблемы

Здравствуйте, Валерия!
Слышала,что креативность или способность к креативности связана с развитием и активностью полушарий мозга. Возможно, Вы подскажете,так ли это?
Заранее спасибо smile