Тема: Згоржельский Владимир: «Чему учит улица»: ценностно-смысловое пространство молодежной среды

Пермь
Пермский государственный университет, филологический факультет, кафедра русской литературы, 4 курс, специальность «Филология»

В современной отечественной гуманитаристике качественно меняется поле исследований в области молодежных субкультур. Все больший интерес этнографов и социологов вызывают молодежные объединения «локоцентрического типа» – так называемые «гопники», или, если воспользоваться самоназванием подавляющего большинства подобного рода сообществ, «пацаны». Если символические практики и поведенческие программы идеоцентрических молодежных групп («система», «рокеры», «скинхеды-наци», «скинхеды-антифа» и т.п.) традиционно становились предметом специальных исследований, то культура «пацанского мира» практически не изучена.
Основное внимание в докладе уделяется взаимодействиям и взаимоотношениям между локоцентрическими и идеоцентрическими группами – между «пацанами» и «неформалами». Полевые исследования проводились нами в Перми и ряде населенных пунктов Пермского края. Основные методы проведенного полевого исследования – глубинное интервью и включенное наблюдение.
В повседневных культурных практиках членов уличных группировок повышенным символическим наполнением обладают: внешний вид, конструирующий внутригрупповые и межгрупповые отношения, манифестирующий маскулинность, социальную унификацию, нонконформизм и другие ценностные установки; самоназвания и экзонимы, применяемые к группировкам («пацан», «гопота», «чувак», «нефор» и т.п.) и концентрирующие представления о должном поведении; социально-активные стратегии («охрана территории», «культуртрегерство» и др.), направленные, как показывает анализ,  на реализацию сверхличных идеалов.
В докладе анализируются многочисленные вербальные послания, циркулирующие в пространстве «улицы»: тексты-предупреждения, фольклор, акты «информационной войны», а также ставшие культовыми в изучаемых средах тексты массовой культуры (преимущественно песни). Делается вывод о том, что в основе пацанско-неформальской «войны» лежит конфликт ценностей. Пацанская культура наделяет ценностным статусом маскулинность, территориальную принадлежность, коллективность, власть и порядок (нередко понимаемый в духе унификации); в свою очередь, неформалы высоко ценят «одухотверенность» («культурность»), индивидуальность и свободу. Антиномия порядка и свободы (их негативные стороны, соответственно, насилие и аномия) лежит в основе символических практик уличной жизни.

Re: Згоржельский Владимир: «Чему учит улица»: ценностно-смысловое пространство молодежной среды

Владимир, здравствуйте.

У меня два вопроса по Вашему докладу:
- Как Вы считаете, в "уличной" среде существуют ли другие молодежные группы, помимо тех, что Вы рассматриваете в докладе?
- Везде сталкиваюсь с термином "пацан". Поднимаете ли вы вопрос о существовании и роли девушек, принадлежащих к неформалам и гопникам?