Тема: Сергеева Екатерина: Гуманистические ценности российского кино в первое десятилетие ХХI века

Казань
Казанский государственный энергетический университет, институт экономики и социальных технологий, кафедра истории, культурологии и архивоведения, 4 курс, специальность культурология

В настоящее время, в трудах как зарубежных, так и отечественных философов и ученых – представителей гуманитарного знания, актуализируется проблема ценностей, рассмотренная в контексте деятельности субъекта культуры.
Впервые обращение к проблеме ценностной ориентации культуры произошло в первой четверти ХХ столетия в связи с тенденциями кризиса западноевропейской цивилизации, констатируемого немецким философом О.Шпенглером в его знаменитой книге «Закат Европы» (1918). Немного позднее, американский социолог П.Сорокин, обозначил первую половину ХХ столетия в рамках «чувственного» типа культуры, свободного от религии, морали и других ценностей.
К 70-м годам ХХ века, к началу так называемой эпохи постмодерна, данные кризисные тенденции расширились за счет «глобальных проблем современности» и проблем глобализации, связанных с рисками утраты государствами национальной идентичности.
Таким образом, на первое место к ХХI столетию неизбежно вышли такие гуманистические ценности, необходимые для сохранения человеческой цивилизации в целом, как: личная ответственность человека за совершаемую им деятельность (У.Бек); «Новый Гуманизм», основанный на любви к справедливости (А.Печчеи), патриотизм, толерантность как принцип мирного сосуществования различных народов.
Все данные тенденции развития ценностей культуры хорошо просматриваются на примере российского кинематографа первого десятилетия XXI века, ибо кино, по мнению тартусского лингвиста и литературоведа Ю.М.Лотмана, знает только настоящее время, отражая в своей парадигматике только насущные смыслы культуры.
Поэтому, к позитивным тенденциям развития российского кинематографа первого десятилетия XXI века, можно отнести появление в широком прокате кинокартин, являющихся, по своей ценностной ориентации, полным противовесом как зарубежным, так и отечественным блокбастерам, доминирующим на наших экранах еще в конце ХХ столетия.
К такому, новому, «смыслообразующему» российскому кино, можно, например, отнести фильм «Двенадцать» Н.Михалкова, который повествует о личной ответственности за каждое действие, слово, об отсутствии границ (в том числе и расовых) в деле справедливости; военную драму «Звезда» Н.Лебедева, в основе которой идея патриотизма и преданности Родине; «Остров» П.Лунгина, где открывается тема духовно-нравственного очищения человека.
Таким образом, в российском кинематографе первого десятилетия XXI века присутствуют фактически все темы, аппелирующие к реально значимым в настоящее время для человечества ценностям и, через чувственно-визуальную природу фильма, тем не менее, призывающих, к раскрытию человеческого в человеке, к развитию духовного мира личности, то есть, несомненно, к гуманистическим ценностям так необходимым для развития и сохранения культуры и цивилизации.

Re: Сергеева Екатерина: Гуманистические ценности российского кино в первое десятилетие ХХI века

Здравствуйте, Екатерина

Современное "глубокое" кино представляет собой явление маргинальное, понятное узкому кругу людей. Сейчас гораздо интереснее сходить на "легкий" фильм, нежели заставлять себя думать, смотря кино из категории "не для всех". Как Вы думаете, с чем это связано и есть ли пути решения этой, по моему мнению, серьезной проблемы?

Re: Сергеева Екатерина: Гуманистические ценности российского кино в первое десятилетие ХХI века

Здравствуйте, Анастасия! Спасибо за проявленный интерес к моей теме. smile
Да, Вы совершенно правы – сейчас массовый зритель  охотнее и чаще ходит на «легкие» фильмы, нежели на « глубокое» кино.  Но не думаю, что все дело в банальном интересе. На мой взгляд, немаловажную роль играет  доступность «глубокого» кино.
«Легкое» кино не несет в себе глубоких смыслов, оно «призвано» развлечь и принести прибыль (основная  задача таких фильмов), поэтому  более доступно массовой аудитории. Зрителя привлекает  «сочная» картинка и  яркие спецэффекты, но, часто даже их наличие не спасает раскрученные отечественные блокбастеры и комедии. Зачастую, бывает жаль потраченных   денег и времени. «Глубокое» же кино ставит целью донесение до зрителя своих взглядов, убеждений. Часто там отсутствуют спецэффекты, но снято оно действительно качественно. Обычно такие фильмы хочется пересмотреть несколько раз, потому что с первого раза все мелочи уловить практически нереально. Режиссер не задумывается о том, какую прибыль оно принесет  создателям. Поэтому эти фильмы показывают реже и  не во всех кинотеатрах. Что, на мой взгляд, неправильно.  Сейчас возрастает роль интеллектуального кино. Люди хотят его смотреть, но парадокс в том, что практически нигде кроме интернета это сделать невозможно, в  99   случаях из 100 такое кино не доходит до массового зрителя.
Но это мое субъективное мнение. Я планирую и дальше заниматься этой темой и надеюсь однажды дать объективный ответ.  smile  smile  smile