Тема: Вознесенская Анастасия: Креативность модели повседневности в культуре русской интеллигенции вт пол. XIX века

Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусств, кафедра теории и истории культуры, 1 курс, специальность - культурология

В середине XIX века в русской культуре произошел перелом: на первый план вышло самосознание личности. Взрыв креативности превратил Россию из культурной провинции Европы в центр самостоятельного развития, но лишил сознание русского человека устойчивости, обострив конфликты индивида и социума.
Проблемы русской культуры сконцентрировались в формировании культурного слоя «новых людей», получившего название интеллигенции.
Этот слой от остального общества отличала предельная радикальность позиции. Концентрируя всё внимание на главной проблеме – страданиях народа, интеллигенция находит её решение в утверждении свободы личности, наделенной полнотой ответственности за социум. Этому решению русская интеллигенция подчиняла всю свою жизнь. В её сознании соединилось несовместимое: самоутверждении е личности и её служение народу. Первое нашло выражение в нигилизме и анархизме, второе – в обострённом чувстве долга, стремлении к знанию и просветительству, создании новых форм социальной общности. Радикальная креативность интеллигенции приобретает всеобъемлющий характер: в область трансформации включаются все стороны жизни без исключения, в том числе «естественные» привычки повседневного быта.
Интеллигенция не просто переходит сословные и социальные рубежи, но осознанно их преодолевает. Она вовлекает в свои ряды креативных личностей изо всех сословий, разрывая социальные связи. Креативность построения нового быта основана на разрушении всех форм существующего. Утверждая приоритет ценностей, выходящих за пределы «естественных» потребностей, интеллигенция становится «безбытной».
Основа этики поведения «новых людей»: человека должны связывать с другими людьми не внешние законы или традиции, но внутренние побуждения – искренность, совесть, чувство справедливости и долга, любовь и т. п.
Выход за пределы ограничительных форм социальной общности интеллигенция видит в создании коммун - объединений, основанных на сознательном единении людей по внутреннему побуждению, взаимно связывающих личные интересы с общественными.
Креативность русской интеллигенции оказала значительное влияние  на русскую культуру. Утверждение самосознания личности сблизило русскую культуру с европейским персонализмом. При этом сохранились важные особенности русской интеллигенции: отношение к собственности, отношение к закону, острое чувство социальной ответственности.
Несмотря на утрату мировоззрением русской интеллигенции к началу ХХ века единства, ядро этого мировоззрения, сочетающее креативность самоутверждения с императивностью служения, оказалось устойчивым и смогло стать основой государственной политики при социализме.
Креативность быта русской интеллигенции, сформировавшейся во вт. пол. XIX века, может дать богатый материал для анализа ментальности русской культуры, необходимый для понимания причин и направления ее развития.

Re: Вознесенская Анастасия: Креативность модели повседневности в культуре русской интеллигенции вт пол. XIX века

Здравствуйте, Анастасия!  smile
Ваша тема очень интересна, и она напрямую связана с нынешним состоянием культуры нашей страны. Разрешение вопросов, связанных с интеллигенцией, могло бы стать одним из ключевых моментов в решении проблемы кризисности нашей культуры на данном этапе ее развития.
Скажите, как вы оцениваете состояние русской интеллигенции в современности? Очевидно, что мы наблюдаем некоторый упадок ее креативности, да и вообще, ее статус все больше теряет свои позиции. По крайней мере, мне кажется так.
Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?
И еще, вопрос почти риторический: нужна ли вообще сегодня интеллигенция как общественный слой?

Прошу прощения, если вопросов слишком много - просто тема заинтересовала.
Спасибо!

Re: Вознесенская Анастасия: Креативность модели повседневности в культуре русской интеллигенции вт пол. XIX века

Здравствуйте, можно) И мне тоже, надеюсь?)
Ну я в вопросе о том, нужна ли интеллигенция сегодня как общественный слой придерживаюсь так называемого "позитивного", или "оптимистического" взгляда на вещи - думаю. что она нужна все равно, потому что сама привыкла причислять себя к интеллигенции smile  и еще потому что мне кажется, что должен быть такой общественный слой, чтобы он был (ну хотя бы вроде как редкий вид львов - альбиносов в природе). Пусть расцветает сто цветов, как говорится. Хотя многие со мной не согласятся - в основном, превалирует противоположная точка зрения - мол, кому нужна интеллигенция в технократической цивилизации, в эпоху массового агрессивного капитализма и т. д. - и с этим трудно поспорить.
   Мне кажется, что статус интеллигенции на сегодняшний день действительно теряет свои позиции. И проанализировать все причины очень сложно, по - моему, так как тут есть очень много граней. По моему субъективному мнению, одна из многих причин - это неумение интеллигенции "понимать" действительность - мне кажется, интеллигенция всегда была оторвана от неё ментально. Интеллигенция не живет ценностями рыночной экономики - её приучили мыслить другими категориями - более идеалистическими. Я не говорю, что условия рыночной экономики - это обязательно плохо - во всем есть свои плюсы и свои минусы - ничто не бывает однозначно. Но интеллигенция просто привыкла жить, подсознательно основываясь на других категориях - служении народу, "нестяжательстве", например - дух предпринимательства ей не свойственен. Ну, конечно, были и другие идеи - например, в Серебряном веке интеллигенция стала менее социально ориентированном, как это было в 19 веке - была идея служения красоте, если очень грубо говоря, то это можно назвать "служением искусству ради искусства" - но и тут, по - моему, не было предпринимательской идеи - искусство здесь преподносилось не как "массовое", а как то ,что может быть понято немногими. Вот всё это, по - моему, входит в основу сути некоторой современной "оторванности" интеллигенции от действительности.
  В общем, так) Мой ответ, может, выглядит несколько прямолинейно - но если учитывать все аспекты, то  можно писать еще долго)

Отредактировано Вознесенская Анастасия (2010-10-10 19:06:02)

Re: Вознесенская Анастасия: Креативность модели повседневности в культуре русской интеллигенции вт пол. XIX века

Спасибо за развернутый ответ!
Возможна ли дальнейшая дискуссия по теме?.. smile

А вообще, это, конечно, прекрасно: "должен быть такой общественный слой, чтобы он был" smile
да-да)
Но ведь должны же быть какие-то оправдания и причины. Да, можно сказать, что это - духовная элита и главные умы общества - но ведь сегодня это далеко не так (есть те, кого причисляют к интеллигентам только за то, что они имеют образование и грамотно пишут - а на мой взгляд этого еще не достаточно). Есть же какие-то критерии интеллигентности. И, кстати: разве остались сегодня действительно те критерии, по которым раньше те или иные люди относились к интеллигенции?.. Вот уж не знаю. Мне даже кажется неясным: корректно ли методологически вообще понятие "интеллигенция" в контексте современности? Или, может, это действительно уже часть истории?..  Конечно, все эти мои реплики - лишь размышления вслух, просто попытка разобраться.
Могу сказать, что раньше тоже причисляла себя к этому "классу".  Сейчас кажется, что класса такого просто нет - и не потому, что у кого-то "съезжает" ценностная ориентация или что кто-то конкретно недостаточно верен народу - а потому, что общество сегодня настолько разнородно, что такое обобщение становится слишком размытым. Или нет?
А по поводу "служения народу" - да, вроде оно так и есть - но как же соотнести это с твоей же фразой об "оторванности" от реальности?.. Именно: интеллигенция витает в облаках гораздо чаще, чем должна это себе позволять. Интеллигент должен приносить пользу людям? А как? Если я создал новую феноменологическую теорию – я помог обществу? А если написал новую картину? А если создал атомную бомбу? Ответ на эти вопросы сложнее и глубже, чем может показаться. В общем, это, опять же, упирается в вопрос об адекватности термина «интеллигенция» в контексте современности.

Настя, а почему тебя заинтересовала именно эта тема?

Re: Вознесенская Анастасия: Креативность модели повседневности в культуре русской интеллигенции вт пол. XIX века

Почему бы и нет - возможна smile
   Ну, насколько я вижу, к чему бы ты себя ни причислял, потом всё равно через некоторое время говоришь "Да, вот раньше я думал, что отношусь  к этому классу (течению, обществу), а теперь мне кажется, что я не отношусь - потому что оно уже не то и  дало трещины (развалилось, изменилось). Потому как "всё течет и все изменяется" - рано или поздно любое явление либо прекращается, либо перерождается в другие формы smile Ну любит человек причислять себя к чему - либо, такова его природа: с одной стороны, он хочет как - то заявить о себе, ищет в себе то, что его отличает от других, а потом уже по этим признакам причисляет себя к какому либо течению) Более того, он даже радуется, когда. узнавая, что какому - либо течению присущи такие - то и такие - то основные черты, радуется, находя эти же черты и в себе smile
"...разве остались сегодня действительно те критерии, по которым раньше те или иные люди относились к интеллигенции?.. " Да, уверена что какие - то критерии сохранились. Искать их я буду в процессе написания диссертации на эту тему smile
 
   "А по поводу "служения народу" - да, вроде оно так и есть - но как же соотнести это с твоей же фразой об "оторванности" от реальности?.. " А вот это, как раз, на мой взгляд, не противоречие - потому что интеллигент всегда, пытаясь помочь народу, витал при этом в облаках и видит все немного не так, как есть в реальности. Вспомните Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети" - когда крестьянин разговаривал с ним, то говорил одним тоном. а когда Павел Петрович уходил, то тон  и манеру речи менял - потому, что Павел Петрович "видел" крестьян так и крестьяне разговаривали с ним в этакой благообразной манере. Помню еще, как в очень старом прадедушкином журнале "Нива" я очень давно наткнулась на рассказ одного малоизвестного писателя о том, как одна великосветская дама вдруг прониклась страданиями народа и даже написала о них рассказ, в котором крестьяне были такими бедными, что оставляли друг другу визитные карточки, сделанные на очень плохой оберточной бумаге big_smile  То есть она не представляла себе вообще жизни без визитных карточек. (Согласна, не солидная ссылка, но мне тогда было лет 12 и я не знала, что надо составлять список цитат с подробным указанием страниц, как я делаю сейчас). В рассказе Нагибина к учителю пришел в гости его ученик, и учитель читает ученику свой рассказ о крестьянине по имени Клим, которого замучил урядник настолько. что крестьянин в своей камере. куда он был брошен, повесился на гнилой веревке. (смысл - замучили человека). А ученик начинает возражать : да нет. дескать. на гнилой веревке повеситься нельзя - оборвется, а хорошую крестьянину бы не выдали и т. д. Наконец, учитель решает. что пускай эти недочеты в рассказе есть. но общий смысл - то всего повествования у него получился прекрасно и мальчик должен с этим согласиться. - "А скажи: ты полюбил моего Клима?" на что мальчик отвечает  - нет. не полюбил, слишком он общий, этот Клим. Вот наш деревенский Клим любит выпить, а у этого. мол. нет никаких характерных черт (как выясняется в конце рассказа, мальчик этот был будущий великий писатель Бунин Иван). Я. конечно. понимаю, что если я буду делать такие неточные ссылки в диссертации, то это будет просто чудовищно, это будет возмутительно! Но, надеюсь, ты меня простишь за это здесь, на форуме? Я в будущем обязательно исправлюсь smile
Я это к тому, что не всякий раз интеллигент видит все в правильном свете.
Как интеллигент должен приносить пользу людям? По - моему, каждый интеллигент понимает это по - своему. Начать с того, что вообще каждый человек, решив совершать добрые дела, совершает те, которые ему велит сердце. Один японский святой совершал свое доброе дело так: он прорубал десятилетиями проход сквозь скалу, чтобы люди могли спокойно идти через нее, а не идти по опасным тропкам гор с риском упасть вниз. Я это к тому, что каждый видит помощь народу по - своему. И потом: интеллигенция - это общее понятие. Какого периода интеллигенция? Например:народники 19 века стремились прекратить страдания народа, а сейчас. как лично мне кажется, общий смысл современной интеллигенции - это препятствовать всеобщему духовному одичанию smile (ну или хотя бы создавать "оазисы", которые являются альтернативой навязываемым стереотипам общества массового потребления. Своего рода нонконформизм, по - моему. Кстати, насчет атомной бомбы - физик Фредерик Жолио - Кюри, например, рассуждал о "мирном атоме" и был уверен, что атомную энергию можно использовать в мирных целях. (это я так, к слову).
Вообще об интеллигенции я хочу сказать так:
Русская интеллигенция возникла  не просто как культурный слой образованных людей, а как новое сословие, сознательно выходящее за пределы всех существовавших сословий и противопоставляющее себя им. Основой его было утверждение самосознания индивидуальной личности, принимающей на себя ответственность за всю культуру. Образованность была важным, но не главным компонентом ее самосознания. Главным же была доминантная задача – преодоление страданий народа, подчинявшая себе не только мысли и разум этих людей, но все их существование, начиная от их деталей быта (точнее, «безбытности» - термин "веховцев") и саму жизнь, включая готовность к самопожертвованию. Само название «интеллигенция» было заимствовано из идеалистической философии ( там от Платона до Гегеля). Самосознание интеллигента концентрировало внимание на культурном рубеже – проблеме страдания народа и способах ее разрешения и соединяло разрушительность нигилизма и анархизма с созидательностью «светлой мечты» о соборности, свободном единении свободных личностей (те же сны Веры Павловны).
   Позднее уже понятие «интеллигенция» приобрело более широкое значение , включая образованный и творческий слой креативных личностей, но еще авторы сборника «Вехи» на рубеже веков отчетливо различали первоначально понятие и более широкое значение слова.
   Важными особенностями самосознания интеллигенции были бескорыстие и представление о праве, подчиняющее поступки человека не закону, а совести.
    Ну а к настоящему времени, по - моему,  интеллигенция утратила свое значение как сословие, свою активную культурную роль и единство, но сохранила многие важные компоненты первоначального менталитета. В том числе, она сохранила стремление и способность к самостоятельности критических суждений. Об этом свидетельствует хотя бы происходящее сейчас обсуждение этих проблем big_smile .

   Ну меня интересует эта тема, потому что диссертация у меня на тему русской интеллигенции 19 века и статьи я пишу. соприкасаясь с этой темой - так тема лучше всего раскрывается. А почему меня заинтересовала эта тема - мне интересно попытаться разобраться в том, как интеллигенция сформировалась и как развивалась исторически. Вот на этом конгрессе ключевое слово "креативность" - вот я и решила рассмотреть интеллигенцию с этой точки зрения.

Отредактировано Вознесенская Анастасия (2010-10-10 21:58:06)

Re: Вознесенская Анастасия: Креативность модели повседневности в культуре русской интеллигенции вт пол. XIX века

Вот! "Мне интересно попытаться разобраться в том, как интеллигенция сформировалась и как развивалась исторически" - о! Это действительно интересно. smile
Есть какие-нибудь предположения, откуда вообще в нашей культуре это образование? Почему именно у нас? Разве мы знаем подобные классы в западных культурах? А в восточных? Похоже, что это только наше, родное явление...

А к вопросу о современном положении интеллигенции вот нашелся доклад, мне понравился, и тебе советую познакомиться: http://www.spbric.org/f/viewtopic.php?id=86

Re: Вознесенская Анастасия: Креативность модели повседневности в культуре русской интеллигенции вт пол. XIX века

Ну, в общем - то, во всем мире есть понятие "интеллектуал", а слово "интеллигенция" везде печатается с пометкой rus (как люля кебаб). Причины появления такого понятия у нас - думаю, традиции общинного менталитета внесли то чувство общественного долга, которое было характерно для интеллигенции. (эти традиции вообще определили специфику взаимоотношений индивида и социума в России). Также кризис взаимоотношений личности и социума оказался очень острым. Личность в русской культуре была уже достаточно развита, а с другой стороны,  в практической жизни была подавлена сословными императивами. Поэтому личность смогла освободиться путем бунта против подавления социумом - это проявилось в крайних формах отрицания в 19 веке - все это оказало влияние на формирование слоя интеллигенции, который отверг вообще сословность в принципе. Это выражалось не только в идеях, но и проявлялось в жизни, в готовности к самопожертвованию. Еще интеллигенция, по - моему, по своим особенностям всегда будет противопоставлена той действительности, в которой она существует - интеллигенция не обязательно борется с тем что превалирует в мире, в котором она живет, но она всегда будет другой.
Интересные тезисы) Хорошо, что из наших работ постепенно выдвигается общая цельная картина - как мозаика из маленьких кусочков).

Отредактировано Вознесенская Анастасия (2010-10-11 22:34:31)

Re: Вознесенская Анастасия: Креативность модели повседневности в культуре русской интеллигенции вт пол. XIX века

Настя, я оставлю здесь свои контакты, чтобы можно было продолжить общение более неформально.
Если захочешь - пиши smile
icq: 324563750
skype: omnibus.case

Марго

Re: Вознесенская Анастасия: Креативность модели повседневности в культуре русской интеллигенции вт пол. XIX века

Хорошо, спасибо. Я добавилась в ICQ

Отредактировано Вознесенская Анастасия (2010-10-19 20:40:49)