Тема: Вагина Мария: Телевизионная мода: конструирование женских образов

Москва
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики, факультет философии, отделение культурологии, кафедра наук о культуре, 4 курс, культурология

Используя сопоставительный анализ передач, нацеленных на смену образа, можно выявить, с одной стороны, женские цели и идеалы, предлагаемые телевизионной культурой, а с другой – проблемы и конфликты, в рамках которых описывается «обыкновенная» женщина. Существует несколько российских передач с такой тематикой: «Модный приговор», «Женская форма», «Снимите это немедленно», «Страшно красивые», «Клуб бывших жен». Такие телепрограммы конструируют социальную стратификацию, они указывают женщине на её позицию в обществе.
В этих телепередачах вопросы моды захватывают различные аспекты существования женщины: её личную жизнь, отношения в семье, карьерный рост и т.п. Феномен передачи, по сути, является разыгрываемым спектаклем. Ги Дебор рассматривает спектакль как утверждение господства товара в общественной жизни: «видимый нами мир – это его мир» . Тематика телепередач – это господство моды, хотя сама по себе она и является лишь инструментом для продажи средств конструирования своей внешности. Реальный потребитель моды - это потребитель иллюзий, поскольку мода может проявляться только через спектакль, целостное представление.
Черты модной одежды образуют код, который действует «на словах». Ролан Барт, анализируя систему моды, выделяет две стороны предмета – «реальность» и язык. Он задает вопрос: «может ли она (одежда – М.В.) стать значимой без слов?»  и отвечает на него отрицательно. Слова о моде для Барта становятся «сетью смыслов», помещаемых между вещью и её пользователем. В случае телепередач работает система двойного перевода: первоначальной одежды в язык, а затем обратно - советы и указания трансформируются в новый образ.
Мода, с одной стороны, выступает инструментом для улучшения взаимоотношений с другими людьми и разрешения конфликтов, с другой – её продажа становится единственной целью телепередач, и сама мода диктует специфику передач.
Сравнительный анализ передач позволяет выделить особенности конструирования женских образов, определить место женщины в современном обществе через соотношения с другими сферами деятельности.

Отредактировано Вагина Мария (2010-07-28 20:15:29)

Re: Вагина Мария: Телевизионная мода: конструирование женских образов

Мария, здравствуйте! (надеюсь, впоследствии возможно обращение на "ты" smile )
Ваша тема близка моей и поэтому меня также интересует.
Вопрос у меня методологического плана: как вы применяли сравнительный метод при анализе передач ТВ? Были определенные критерии? Они связаны с ценностной ориентацией? Или с какими-то составляющими концепта "женщина"?

Спасибо!

Re: Вагина Мария: Телевизионная мода: конструирование женских образов

Рита, привет! (обращение возможно:)

Сравнительный метод был достаточно прост: действительно, я проанализировала передачи по определенным критериям. Критерии логически вытекали из теоретических установок. Были использованы теории Ги Дебора, Стюарта Холла, Теуна Ван Дейка, Ролана Барта, гендерный и перформативный подход. Я изучила характер проблемы, которая конструируется в качестве ключевой для истории героя, её соотношение с результатом, образы героя на различных этапах передач и другие тенденции программ. Фактически, я исходила не из концепта "женщина", а из понимания телевидения как системы репрезентации и пыталась понять, какими средствами конструируется женский образ.

А каким образом эта тема соприкасается с твоей? Если тебе хочется узнать, негативные или позитивные ценности несет эта телепрограмма, то ситуация значительно сложнее, нежели однозначный ответ. Этому вопросу посвящена моя дипломная работа.

Маша.

Re: Вагина Мария: Телевизионная мода: конструирование женских образов

Спасибо за быстрый ответ, Маша! smile
Меня тема интересует все-таки не с точки зрения самих позитивных ценностей как содержания, но именно с точки зрения механизмов формирования данных ценностей.
Ты говоришь, что "пыталась понять, какими средствами конструируется женский образ": какими же? Только ли мода играет эту роль?