Тема: Манафова Юлия: К вопросу об определении философско-мировоззренческих оснований раннего русского авангарда

Чита
Читинский Государственный Университет, факультет электроснабжения, кафедра  ЭТАЭМ, 3 курс, специальность: инженер-электрик

В конце XIX века, который принято считать веком господства исторического сознания, художественная культура обращается к попыткам осознать себя не внутри необратимых и, в тоже время, фатально повторяющихся исторических событий, а пробует найти новый ритм собственного бытия. Особое осмысление исторического и мифологического легло в этот период в основу формирования различных форм культурного радикализма. Проявления радикального сознания, нашедшего, прежде всего, выражение в воскрешении мифов и создании утопий, нашли отражение в тех художественных течениях русского искусства начала XX века, которые принято определять словом «авангард».
Одной из наиболее ярких художественных идей авангарда была идея синтеза искусств. Например, в творчестве М. Матюшина этот синтез есть воплощение целостности окружающего мира и художественный проект космического мироустройства. Литература, музыка и живопись не только сосуществовали в его творчестве, но и взаимодействовали, дополняя и обогащая друг друга (так была создана оригинальная цветомузыкальную теория Матюшина). Матюшин был писателем, художественный критиком, публицистом, музыкантом.
В эстетике русского авангарда начала XX века активно формируются представления об особом зрении, проникающем за видимую оболочку вещей. «Художник творит картину вместе со зрителем. Он даёт нечто, раздражающее творческое воображение зрителя и направляющее зрителя к тому первоначальному эстетическому переживанию художника» – эти положения нового принципа восприятия разрабатывал Н. Кульбин.
Для творчества Елены Гуро характерен синкретизм живописи, поэзии и прозы, особое импрессионистическое отражение действительности и переживаний художника, нашедшее выражение в поэтике её произведений. Наиболее полное воплощение творческое новаторство Гуро получило в книге «Небесные верблюжата» (изданной посмертно), приобретя, по мнению исследователей, «более отточенную и органичную форму».
Среди идей, питавших творчество русских авангардистов, нельзя не назвать и идеи, которые сегодня мы бы отнесли к так называемой массовой культуре. Для авангардного искусства начала века этот контекст современной массовой культуры становится существенным фактором в создании собственной эстетики.
В целом, тема определения философско-мировоззренческих оснований русского авангардного искусства начала XX века вовсе не исчерпывается поиском «непосредственной реализации» идей известных тогда философов, представителей религиозно-мистических направлений (как-то: Е. Блаватская, Е.и Н. Рерихи, Р. Штайнер, П. Успенский и др.), это скорее должно быть попыткой определения тех интенций и мировоззренческих веяний, которые не всегда явно присутствовали в самих художественных концепциях этого периода, а скорее служили питательной средой для взращивания проектов нового искусства.

Отредактировано Манафова Юлия (2010-07-19 13:51:41)

Re: Манафова Юлия: К вопросу об определении философско-мировоззренческих оснований раннего русского авангарда

Доброго времени суток, Юлия. Уточните, пожалуйста, о каких именно идеях, составляющих основу авангарда и имеющих отношение к массовой культуре, идет речь? на примере, если возможно smile