Тема: Жигунина Лира: К постановке проблемы предельности креативного опыта на примере статьи Вебера «Наука как призвание и профессия»

Казань
Казанский (Приволжский) федеральный университет, философский факультет, кафедра социальной философии и культурологи

Данная статья посвящена проблеме предельности креативного опыта на примере работы Вебера «Наука как призвание и как профессия». «…одной только тоской и ожиданием ничего не сделаешь, и нужно действовать по-иному – нужно обратиться к своей работе и соответствовать "требованию дня" – как человечески, так и профессионально. А данное требование будет простым и ясным, если каждый найдет своего демона и будет послушен этому демону, ткущему нить его жизни». Этой фразой заканчивается «Наука как призвание и профессия». На наш взгляд, в этой цитате автор дает универсальную формулу того, как надо реализовывать креативный потенциал – не нужно ждать появления стимула к творчеству извне или искусственно себя настраивать на создание креативного продукта, необходимо всего лишь задать себе самому вопрос о том, соответствует ли моя деятельность «требованию дня». Прислушивание к внутреннему голосу, «демону, ткущему нить жизни» – залог успешной реализации креативного потенциала творца и преодоления ограниченности.
В своей статье Вебер пытается разобраться в том, что из себя наука представляет как профессия и как призвание, и рассматривает он эту проблему в контексте современности. Уже в начале статьи Вебер подчеркивает: в современных условиях наука не существует без специализации, более того, уровень специализированности постоянно растет. На первый взгляд, этот факт наводит на мысль: креативный потенциал науки как одной из ключевых на современном этапе развития общества формы духовного производства оказывается строго ограниченным рамками той или иной специализации. Однако у этого явления есть и обратная, позитивная сторона, и о ней как раз и пишет Вебер: узкая специализация превращает ту или иную науку в силу с бесконечным креативным потенциалом, а ученого в человека, осознающего свое призвание. И вот здесь мы вновь возвращаемся к идее внутреннего голоса, демона. Субъект отказывается от наслаждения креативным опытом в одной сфере, чтобы ощутить его в другой, и чем более узкой оказывается эта сфера, тем больше у него шансов, как ни парадоксально, увидеть всю беспредельность творческого потенциала. Таким образом, информационное общество, увеличивая специализацию в разных областях, дает возможность развернуться внутри этой узкой сферы, приближая креативность в ней к бесконечности и превращая сам феномен предельности креативной формы опыта в симулякр.
В заключении отметим следующее: явление предельности креативного опыта антиномично, потому что амбивалентно творчество само по себе: оно в той же мере предельно, в какой и беспредельно, а значит, и о так называемых предельных формах креативного опыта можно рассуждать с осторожностью, особенно в условиях становящегося постиндустриального общества, для которого характерно не только переконструирование самого феномена креативности, но и размывание границ между пришедшими к нам из классики понятиями предельности и беспредельности, ограниченности и безграничности.

Re: Жигунина Лира: К постановке проблемы предельности креативного опыта на примере статьи Вебера «Наука как призвание и профессия»

Лира, здравствуйте!

Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу оборотной стороны феномена все возрастающего количества информации и увеличения специализации различных областей науки и искусства. Здесь я имею в виду тот факт, что бесконечно увеличивающийся объем информации  - феномен, бесспорно интересующий многих современных мыслителей (М. Эпштейн, И. Валлерстайн и др.), все труднее и труднее систематизировать конкретному, отдельно взятому индивиду. Может ли это в итоге привести не к беспредельности креативного опыта (что было бы, конечно, весьма желательно), но, вероятно, наоборот,  - к его беспределу? Как, по Вашему мнению, можно охарактеризовать меру ответственности ученого, избравшего свою профессию и верящего в свое к ней призвание?

Огромное спасибо!

С уважением,
Антонина

Отредактировано Пучковская Антонина (2010-10-11 21:30:45)