Тема: Пархоменко Евгения: Творческий потенциал России: от практики образования к практике воплощения

Москва
Российский институт культурологии
Должность: научный сотрудник

Существует устойчивое представление о том, что самой креативной частью населения
любой страны мира является молодежь, которая по природе своей всегда стремится к
чему-то новому и неизведанному. И действительно, основной движущей силой всех
революций, государственных переворотов и заговоров были молодые люди, остро
заинтересованные в переменах. Конфликт отцов и детей, восстание младших против
старших сопровождали всю историю человечества, однако, возникает вопрос: насколько
они были творчески продуктивными, особенно в России, где, как показал еще А.С.
Пушкин, бунт бывает не только беспощадным, но и бессмысленным, поскольку за ним
отнюдь не всегда следовал переход к качественно иному состоянию общества.
Известно, в частности, что проблема модернизации стоит на повестке дня нашей
страны с XVII века, за этот период сменилось ни одно, а сотни поколений творческих
личностей, желавших быть "третьим Римом", стремившихся "догнать и перегнать
Америку", но воз и ныне там, Россия по-прежнему заимствует передовые зарубежные
технологии. И если еще в плане вооружений мы на определенных этапах развития
достигали паритета с передовыми странами и даже, если вспомнить космические
разработки, на короткий срок обгоняли их, то во всех других областях человеческой
деятельности - социально-экономической, общественно-политической, научно-
гуманитарной ничего подобного не наблюдалось. В течение всего XX столетия, равно как
и в начале XXI века производительность труда в России составляла лишь 30% от
производительности труда, например, американцев. Этот показатель, вбирающий в себя в
настоящее время не столько интенсификацию труда, сколько его инновационную
насыщенность, выражает всю остроту модернизационной проблемы в России.
Ее решение напрямую зависит от социокультурной ситуации в стране, от характера
ее образовательной системы, играющей ведущую роль в креативном процессе становления человеческой личности, ее духовного и профессионального роста. Вместе с тем, находясь в процессе длительного реформирования, эта сфера превратилась для России в острую проблему, на которую оказались завязанными многие вопросы жизни страны и общества: качественной подготовки специалистов, их востребованности на рынке труда и максимального использования творческого потенциала, мизерного финансирования научных исследований, невозможности вписать новые кадры в старую экономику и отжившие производственные отношения, так называемой "утечки мозгов" и другие. Чтобы вписаться в современную постиндустриальную эпоху недостаточно трансформировать одни лишь культурно-образовательные практики, необходимо решать проблему комплексно вместе с изменениями социально-экономического и общественно-политического характера.

Отредактировано Пархоменко Евгения (2010-07-01 06:08:43)