Тема: Египетский диалог.

Если говорить в целом, то, безусловно, проблема межкультурного и межрелигиозного диалога между христианством и исламом является сегодня чрезвычайно актуальной. Однако если обратить свое внимание на конкретные примеры осуществления такого диалога, станет ясно, что степень актуальности и остроты данной проблемы в одном месте сильно разнится от той же степени в другом месте. То есть где-то только ищутся возможные пути ведения такого диалога, а где-то, например, в Египте, он уже более или менее успешно ведется. Египетские христиане – копты населяли земли Египта еще до прихода туда мусульман. И что самое интересное, с завоеванием мусульманами Египта жизнь коптов стала даже легче. В то время в Египте у власти находился патриарх Кир, назначенный туда в 631 году.  Принявшись рьяно насаждать монофелитскую догму, Кир стал для монофизитов-коптов чуть ли не исчадием ада. Копты упорно хранили свою религию и не приняли никакой догмы даже под нажимом посланцев Кира, которые конфисковывали церковные владения у противившихся монофелитству церквей и монастырей и подвергали упорствующих пыткам. Действия Кира  привели к тому, что официальное учение восторжествовало, но лишь внешне, на деле же, существовало огромное противостояние между основной массой жителей  и византийскими властями. Когда же страну завоевал знаменитый полководец Амр ибн ал-Ас, подобного противостояния просто не существовало, копты не преследовались так, как это было при Кире.  В договоре о сдаче Александрии, например, указывалось, что мусульмане не трогают церквей и вообще не вмешиваются в дела христиан, в данном конкретном случае, христианам не насаждали чужие верования, их не заставляли насильно принимать другую религию. И хотя отношение египтян к арабам, как и арабов к египтянам, наверняка, все-таки было неоднозначным, общее положение совершенно изменилось, стало спокойнее. Вспоминается также Фатимидский период правления в Египте, отличающийся особой веротерпимостью к христианам. Краткие периоды гонений все-таки были, но они скорее являлись исключениями из общей тенденции. Так что хоть и не все было совсем гладко, факт остается фактом: арабы пришли в Египет и смогли найти общий язык с коренным населением этой земли. Прошло уже много времени с тех пор,  большая часть коренного населения Египта в ходе истории приняла ислам и полностью ассимилировалась с арабами, удивительно, но маленькая его часть избежала ассимиляции, твердо помня о своих корнях и своем историческом прошлом. Копты, являющиеся представителями одной из самых древних ветвей христианства, как жили там, так и живут до сих пор, сохраняя свои традиции, свою историю и культуру. Сейчас они (по разным оценкам) составляют от 10 до 15 процентов  населения Египта. Эта страна является сегодня примером нормального сосуществования  представителей разных религий.  А последние события (египетская революция) послужили особому сплочению населения. Достаточно посмотреть на фотографии, сделанные в период египетских демонстраций, где копты, взяв друг друга за руки и окружив кольцом совершающих намаз мусульман, защищают их от возможного  нападения со стороны действующих тогда властей, которые разгоняли демонстрантов. На этих фотографиях нет мусульман и христиан, есть египтяне.   Так что межрелигиозный и межкультурный диалог  в любом случае возможен, и не один Египет является тому примером.  И если такого диалога нет, значит не очень он людям и нужен. К сожалению, человеку проще всего применить силу оружия, не тратя время на разговоры.

Post's attachments

Attachment icon 1.jpg 116.33 kb, 546 downloads since 2011-03-24