САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

Творение – творчество – репродукция: философский и религиозный опыт. (PDFPDF) (2,2 mb)

Творение – творчество – репродукция: философский и религиозный опыт. (Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры № 15). – СПб.: Эйдос, 2003. – 430 с. / Creation – Creativity – Reproductions: Philosophical & Religious Experience. (International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. Vol. 15). – St. Petersburg: Eidos, 2003. – 430 p.

Содержание

Морева Л. От редакции / Introduction. – С. 9-16.
Vattimo, G. European Thought and Religious Experience after Metaphysics: From Truth to Charity. – С. 17-24.
Козин А. Творение и тварь перед концом истории. – С. 25-39.
Erickson, S. Culture and the Creative: Paradoxes of the New. – С. 40-55.
Hassan I. Realism, Truth and Trust in Postmodern Perspective. – С. 56-73.
Эпштейн М. Культура как предмет творчества. – С. 74-90.
List, E. From Creation to Creativity: The Human Condition and The Order of Being in the Age of Biotechnology. – С. 91-103.
Ryder, J. Does World Making Make Sense? Creativity and Objectivity in Nature. – С. 104-114.
Strasser, P. Can Naturalistic Features Replace the Concept of Creation? – С. 115-124.
Семенков В., Исаков А. Философия как творчество, философ как творец. – С. 125-136.
Константин (Горянов), Епископ Тихвинский. Понятие творения в православной богословской традиции. – С. 137-149.
Fritsch-Oppermann, S. The Dialogical Potential of the Mystical: The Mystical Power of the Dialogical. – С. 150-161.
Марков Б. Общение Человека и Бога. – С. 162-176.
Mestiri, M. Unity and Diversity: Essence and Challenges of Dialogue in Islamic Thought. – С. 177-185.
Sieny S. Creation of Man and Fate. – С. 186-208.
Французов С. Метафизика стихий в раннемусульманском йемене и допетровской Руси: общее и особенное. – С. 209-219.
Емельянов В. Предопределение и креативность в культуре древней Mecoпотамии. – С. 220-227.
Taylor, J. New Buddhism, Urban Space and Virtual Civil Society. – С. 228-249.
Leiner, M. Schleiermacher and Zinzendorf on Religious Experience, Community and Individuality. – С. 250-266.
Scurea, L. Pavel Florensky as Theologian and Philosopher (Florensky in Romania). – С. 267-277.
Гусева А. Материя игры: игрушка онтологический, исторический и социокультурный аспекты. – С. 278-287.
Пазухина Н. Канон и творчество в культуре староверов. – С. 288-295.
Петрова В. Жезл ярости моея: Творимый образ автора и воображаемый противник в полемическом тексте XVII века. – С. 296-306.
Козолупенко Д. Мифопоэтика как автопоэзис. – С. 307-320.
Магомедова А. Двуликий Прометей. – С. 321-334.
Савельева М. Наука и магия (Мифические аспекты творчества Паскаля). – С. 335-357.
Столович М. Мудрость и знание. – С. 358-372.
Dourley, J. Carl Jung on Creation, the Religions and Religious Unity. – С. 273-281.
Спивак Д. Теория состояний сознания в аксиоматике У. Джеймса. – С. 282-399.
Burn S. A Work in Progress: Reviewing Human Efforts to Master the Art of Being and Perfect the Form of Consciousness. – С. 400-414.
Гогин А. Гностическая мудрость и за ее пределами (К развитию идеи осевого времени). – С. 415-420.
Чебанов С. Творчество как аскеза. – С. 421-429.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Пятый международный философско-культурологический конгресс,
посвященный 70-летнему юбилею Российского института культурологии

ТВОРЕНИЕ – ТВОРЧЕСТВО – РЕПРОДУКЦИЯ:
МУДРОСТЬ ТВОРЦА, РАЗУМ ДЕДАЛА, ХИТРОСТИ ХАКЕРА

7–12 сентября, 2002 (Санкт-Петербург)

Данная встреча продолжает ряд симпозиумов и конференций, организованных и проведенных Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии и международной кафедрой ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога в рамках долговременной научно-исследовательской и организационной программы Международного центра фундаментальных исследований современной культуры. Среди них - Первые Международные философско-культурологические Чтения “Язык и текст: онтология и рефлексия” (17-21 августа, 1992 г.), Вторые Международные философско-культурологические Чтения “Парадигмы философствования” (10-15 августа,1995 г.), Третья международная философско-культурологическая конференция “Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации” (17-21 сентября, 1998 г.); симпозиумы: “В Лабиринтах культуры”, “Размышления о Хаосе”, “Культурология – как она есть и как ей быть?” “Метафилософия”, “Символы, образы, стереотипы современной культуры”, “Интеллект, воображение, интуиция: размышления о горизонтах сознания”; Первый цикл международных философско-религиозных дискуссий “Онтология диалога как основная ценность религиозного и культурного опыта ” и др. Научные результаты каждой из встреч нашли свое отражение в тематических выпусках Международных чтений по теории истории и философии культуры (№№ 1-12)

Пятый международный философско-культурологический конгресс проводится под эгидой ЮНЕСКО в рамках программы фундаментальных исследований современной культуры, вошедшей в Стратегический план Санкт-Петербурга. В работе конгрессе принимают участие представители более 20 стран: АВСТРИЯ, БЕЛОРУССИЯ, БРАЗИЛИЯ, ГЕРМАНИЯ, ГОНКОНГ, ЕГИПЕТ, ИЗРАИЛЬ, ИСПАНИЯ, ИТАЛИЯ, КАНАДА, КИТАЙ, ЛАТВИЯ, МОРОККО, НИГЕРИЯ, РУМЫНИЯ, РОССИЯ, САУДОВСКАЯ АРАВИЯ, СИРИЯ, США, ШВЕЙЦАРИЯ, УКРАИНА, ФРАНЦИЯ, ЭСТОНИЯ, ЯПОНИЯ.

Актуальность проблемы выявления творческих, гармонизирующих потенциалов современной культуры несомненна на фоне нарастающего культурно-экологического кризиса, закрывающего многие смысло-жизненные перспективы развития человека и общества.

Современная эпоха, все более интенсивно включаясь в процессы информатизации и глобализации, по-новому ставит классический вопрос о творческих потенциалах культуры, направленных не только на хранение, передачу и использование имеющихся знаний и ценностей, но и на их креативное приумножение и развитие.

Индивидуальность оказывается под мощным напором кодифицированных парадигмальных форм, которые, определяя "разумность" поведения человека, жестко задают его функциональную пригодность системе; сама мера "размышляющего действия" стоит под негласным контролем "всеобщей значимости", которая, в конечном счете, нейтрализует личностный характер самого действия.

Одна из ведущих задач конгресса – проблематизировать философские и психологические аспекты глубинной динамики ментальности в условиях информационного общества. Обращение к динамике ментальности, к ее сдвигам, смещениям, трансформациям и преображениям предполагает выход к исторически длительному времени и культурно протяженному пространству как необходимым условиям философско-культурологической компаративистики.

Философский, художественный, научный и религиозный опыт – таково четырехмерное пространство, в котором предполагается рассмотреть исторически ретроспективно, культурологически компаративно и метафизически перспективно спектр проблем, связанных с онтологией Творения и феноменологией творчества.

Проблемы национальной и культурной духовной идентичности не могут быть корректно в полном объеме поставлены вне обсуждения той роли, которую выполняет религия в самоопределении региональных, национальных и этнических единств, а также в становлении и развитии личностного мира, включающего определенную иерархию базовых ценностей и определенные горизонты персональной свободы и ответственности.

История, лингвистика, эпистемология, этнография, психология, а также спектр искусствоведческих и религиоведческих наук в их взаимной обращенности к философской рефлексии служат основой междисциплинарного практикума, разрабатываемого данным проектом.

Встреча включает цикл дискуссий по следующим основным направлениям:

I. Концепции Творения в различных духовных традициях: современные вызовы.
II. Бытие и Ничто: мифологический, художественный, научный и религиозный опыт.
III. Метафизика и поэтика стихий: воздуха – воды – огня – тверди – человека.
IV. Парадоксы творчества: от мудрости творца к хитрости хакера.
V. Онтология оригинала и феноменология репродукции: образ и подобие, клип и клон.
VI. Радости и ужасы новых технологий: творение продолжается?
VII. Нарративы мудрости, дискурсы разума, биты информации: поиск оптимальности в экстремальных условиях.

Стратегическая значимость исследовательских усилий не только для понимания и описания происходящих в современной культуре процессов, но и для предельно достоверного прогнозирования их возможных последствий, несомненно, неизмеримо возрастает в условиях ориентационно-ценностных исторических трансформаций, с неизбежностью которых имеет дело современное человечество.

К диалогу приглашены ведущие ученые, философы, религиозные деятели и мыслители, представители различных традиций, конфессий и культур.

Творение – творчество – репродукция: художественный и эстетический опыт. (PDFPDF) (2,5 mb)

Творение – творчество – репродукция: художественный и эстетический опыт. (Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры № 16).- СПб.: Эйдос, 2003. – 318 с. / Creation – Creativity – Reproductions: Artistic & Aesthetic Experience. (International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. Vol. 16). – St. Petersburg: Eidos, 2003. – 318 p.

Содержание

Рабинович В. Имитафоры культуры. По образу и подобию. – С. 9-21.
Banus, E. «La Mort De L’Auteur»: Is Creation in the XXI Century Possible? – С. 22-45.
Венкова А. Мотив Пустоты и проблема Ничто в художественных практиках XX века: от эксклюзивности до калькомании. – С. 46-57.
Жидков В. Феномен театра: творчество, репродукция, функционирование. – С. 58-74.
Целма Е. Холодное очарование эстетического. – С. 75-81.
Дегтярева Т. Новая соборность в глобальной деревне, или постмодернистская сюита «о философском камне». – С. 82-102.
Чертов Л. Продуктивное и репродуктивное в изобразительном искусстве. – С. 103-116.
Кононова А. Русская идея: замысел Творца и его воплощение в русском изобразительном искусстве начала XX века. – С. 117-126.
Конева А. Творчество Рене Магритта в контексте идей XX века «L’Homme Du Large». – С. 127-135.
Бровина Ж. «Иература прорыва» (О живописи М.М. Шварцмана). – С. 136-147.
Каяткин А. От кризиса ритуала к генезису сюжета. – С. 148-160.
Конрадова Н. Феномен непрофессиональной Интернет-литературы: проблема нормы и ее нарушения. – С. 161-170.
Shankman, S. Who Is Zaabalawi? The Wisdom of the Creator, the Reason of Daedalus, and Ethics in Mahfouz. – С. 171-179.
Wong, K.-M. “No Coincidence, No Story”: The Esthetics of Serendipity in Chinese Fiction. – С. 180-197.
Doron, A. Concepts of Poetry as a Reflection of Intercultural Dialogue (The Case of Spain). – С. 198-207.
Balsa, J. Creativity and Copy in Chinese Calligraphy and Painting. – С. 208-213.
Семенова О. Синестезия и творчество. Философско-эстетический анализ индийского музыкального искусства. – С. 214-229.
Menon, R. Transgressions: Disrobing and Redressing. – С. 230-250.
Мадуров Д. Влияние древнейших традиций на архитектуру античного храма. – С. 251-255.
Чистякова В. Существо кинематографа как «Молчание о Другом». – С. 256-268.
Быкова-Майер И. Орнитология счастья. – С. 269-279.
Бровина И. Древнерусская певческая традиция и опыт раскрытия «тайнозамкненности» в современном композиторском творчестве. – С. 280-287.
Юсфин А. Личная песня (мелограмма) как инструмент гармонизации и защиты индивидуума. – С. 288-295.
Allen, J. Dear Voluptuous: Between Coral Reefs. – С. 296-305.
Рылёва А. Наив. De Profundis. – С. 306-316.

 

Творение – творчество – репродукция: исторический и экзистенциальный опыт. (PDFPDF) (1,7 mb)

Творение – творчество – репродукция: исторический и экзистенциальный опыт. (Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры № 17). – СПб.: Эйдос, 2003. – 318 с. / Creation – Creativity – Reproductions: Historical & Existential Experience. (International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. Vol. 17). – St. Petersburg: Eidos, 2003. – 318 p.

Содержание

Altwaljri, А.-О. Building a Culture of Dialogue: Challenges and Responsibilities. – С. 9-14.
Botz-Bornstein, T. From Civilization to Culture: The Dreamlike Character of Global Civilization. – С. 15-29.
Румянцев О. Культура как место и время человека. – С. 30-43.
Hanna, M. Acceptance of the Other or Otherness: An Alternative Paradigm to Huntington’s “Clash of Civilizations”. – С. 44-52.
Баранцев Р. Асимптотичность человека. – С. 53-63.
Шипунова О. Культура продуктивной деятельности. – С. 64-72.
Ирецкий А., Егорова А. Информационные ограничения на эволюцию технологического базиса цивилизации. – С. 73-89.
Ивашинцов Д. За пределами эволюции Homo Sapiens. – С. 90-105.
Ярославцева Е. Автор автопоэзиса: грани современных биотехнологий. – С. 106-127.
Богатырева Е. Новые технологии и проблема подлинности. – С. 128-134.
Конева А. Социальная мифология виртуальной реальности. – С. 135-142.
Звягинцева М. О функционировании мифологемы смерти в современной массовой культуре. – С. 143-149.
Магомедова А. Феномен повседневности: онтологические структуры социального бытия. – С. 150-166.
Oliveira, A.-M. Oshinyenye – A True Testament to a Living Tradition. – С. 167-174.
Савельева М. Парадоксальная сущность творческих способностей (опыт Фрейда). – С. 175-197.
Черва Ю. Формирование нового типа сознания: опыт контркультуры. – С. 198-207.
Шеманов А. Творчество и проблема самоидентификации (О «стихиологии» воображения Гастона Башляра). – С. 208-219.
Шифрин Б. О носящемся в воздухе и о воздухе просто. – С. 220-248.
Vinogradov, A. What Would Have Happened if Narcissus and Echo Had Gotten Married and Had Kids? – С. 249-265.
Сойдла Т. Апология динозавров. – С. 266-285.
Сипаров С. Нормальные и другие сказки. – С. 286-316.

 

© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»
 
RIC