САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

НАПРАВЛЕНИЕ 7.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ



2004

Руководитель: А. В. Венкова

Продолжен сбор данных для информационной и текстовой базы по глобализации и актуальным проблемам современных исследований. Основное внимание при разработке концептуально-теоретического аппарата базы уделяется современных проблемам глобализации культурных кодов и их анализу с помощью методологии постмодерна, прежде всего — принципов современной синергетики. В рамках разработки данной тематики, уточнены культурологические аспекты таких классических для синергетической теории понятий, как бифуркация, точки возможной бифуркации, культурная флуктуация, культурно-синергетические ориентиры.

Публикации сотрудников по теме

Тимашков А. Ю. Хаос, рождающий порядок // Дифференциация и интеграция мировоззрений: экзистенциальный и исторический опыт. Вып. 20. — СПб: Эйдос, 2004. — С. 315–323.

НАПРАВЛЕНИЕ 7.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Тема 7.1.
Глобализация культуры и актуальные проблемы гуманитарных исследований


2005

Руководитель: А. Ю. Тимашков

Продолжен сбор данных для информационной и текстовой базы по основным тенденциям современной глобализации, применительно к современным гуманитарным информационным технологиям. Основное внимание при работе над базой данных уделено анализу динамических характеристик современных глобализационных процессов и базовых направлений систематизации знаний о глобальном характере развития человечества.
В процессе сбора материала было установлено, что подвергающаяся активной, многосторонней глобализации, культура современности характеризуется в первую очередь нарастанием нелинейных, слабо координируемых и порою спонтанных актов межкультурных и межрелигиозных взаимодействий. Установлено, что существует несколько причин, порождающих это явление, основными из которых являются:
  • экономическая глобализация (формирование глобального рынка, распространение транснациональных корпораций);
  • развитие информационных технологий (компьютерных сетей, телекоммуникаций, СМИ);
  • формирование «открытого общества», в котором возрастает мобильность населения, (провоцирумая рядом факторов, от культурного туризма — до включения в сферу международного образования с последующим выходом на международный рынок труда);
  • активная миграция населения (в основном, представителей стран второго и третьего мира в поисках иных экономических, социальных и политических условий жизни, нежели предоставленные им в местах коренного проживания).
Обнаружено, что этими факторами обусловлено активное взаимодействие культур, происходящее на всех уровнях, от межличностного до межгосударственного. В процессе этого взаимодействия приходит осознание множественности культур, многообразия мировоззрений и возможности разных оценок одного и того же факта носителями разных культур и/или вероисповеданий. В антиномии «свое-чужое» сфера «чужого» расширяется, вследствие чего «свое» воспринимается менее масштабным и более хрупким по отношению к «чужому». Это приводит одних носителей данной культуры к изоляционизму и/или агрессивному фундаментализму, стремлению оградить ее от угрожающе разросшегося в их сознании «чужого», а других — к экспериментаторству и инноваторству, стремлению укрепить «свое» за счет привнесения в него в него элементов «чужого». В обоих случаях встает вопрос о разграничении «своего» и «чужого». Но даже достижение конвенции относительно такого разграничения не устраняет ценностной дифференциации между разнонаправленными мировоззрениями «охранителей» и «новаторов».
Установлено, что, несмотря на то, что масштабная глобализация является относительно новым для культуры процессом, она необязательно прямо приводит к стиранию национальной самобытности, к деградации и вырождению идеи человеческой индивидуальности. Проведена дескрипция фундаментальных ценностей, почерпнутых современной культурой из прошлого опыта человечества, которые с большой вероятностью войдут в число тех констант, стабильных, хотя и нередко латентных культурных кодов, на основании которых выстраивается общение как внутри одной культуры, так и между представителями различных культур и вероисповеданий.

Публикации сотрудников по теме

Тимашков А. Ю. Современные подходы к исследованию глобализационных подходов в культуре: синергетический подход // Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли. / Ред. М.С. Каган. — СПб: Янус, 2005. С. 184–202. (PDFPDF) (168 kb)



НАПРАВЛЕНИЕ 7.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Тема 7.1.
Глобализация культуры и актуальные проблемы гуманитарных исследований


2006

Руководитель: А. Ю. Тимашков

Основное содержание исследования было определено задачей построения концептуальной модели феномена медиасреды, приобретающего все большую актуальность для современной культуры. Все возрастающий поток информации изменяет не только доминирующую культурную парадигму, но и сам способ существования человека в мире. В информационном обществе медиасреда оказывается не только вполне самостоятельным типом реальности, но и определенной кодирующей макросистемой, живущей по собственным законам. Несмотря на кажущуюся замкнутость, развитие медиасреды прямо сопряжено с процессом глобализации и связанной с ней глобальной информатизации, которые, формируя сознание человека, меняют и общекультурную картину мира, а через нее глубинные культурно-психологические установки и конструкты.
В рамках данного направления проведена разработка следующих проблем:
  • уточнение базовых направлений формирования глобальной медиасреды;
  • разработка категориального аппарата медиасреды как перспективного виртуального пространства опыта человека;
  • дескрипция семантического пространства современной медиасреды;
  • описание базовых закономерностей участия медиасреды в «антропологическом сдвиге» человека ближайшего будущего;
  • разработка диалектической связи континуумов «виртуальность-медиальность», «информативность-суггестивность», «ментальность-медиальность»;
  • установление наиболее вероятных сценариев развития культурно-информационных технологий на постсоветском пространстве.

Публикации сотрудников по теме

Ивашинцов Д. А. Технологическая сингуляроность и культура // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов / The First Russian Congress in Cultural Research. Programme. Report Summaries.. — СПб: Эйдос, 2006. — C. 187.
Соколова И. Б. Феномен медиасреды как основание картины мира будущего // Первый Российский культурологический конгресс Программа. Тезисы докладов / The First Russian Congress in Cultural Research. Programme. Report Summaries. — С. 376.



НАПРАВЛЕНИЕ 7.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Тема 7.1.
Глобализация культуры и актуальные проблемы гуманитарных исследований


2007

Руководитель: А. Ю. Тимашков

В 2007 году работа по данному направлению была направлена на решение следующих ключевых задач:
  • оптимальные формы согласования культурной стандартизации и культурного обособления, как базовых направлений развития современной культуры;
  • культурное разнообразие как конструктивный путь противодействия тенденциям как культурной изоляции, так и «дикой глобализации»;
  • принципы составления тезауруса терминов, применяемых для описания глобализационных процессов в современной культуре.
В ходе разработки указанной темы, научно-исследовательский коллектив исходил из следующих положений:
  • культурная глобализация является не однонаправленным и линейным, а интеграционным процессом, основанным на проникающем взаимодействии культур и формировании на основе этого взаимодействия новой культурной целостности. Возникновение гуманитарной глобалистики, с одной стороны, и влияние процессов глобализации на гуманитарное знание, с другой, требуют осмысления в двух направлениях — создания свода уже выработанной, частично в спонтанном порядке, терминологии, а также анализа трансформаций в гуманитарном дискурсе, связанных с общекультурными тенденциями глобализации. Аналогичным образом выстраивается исследование художественной культуры Новейшего времени, которая, с одной стороны, демонстрирует образцы рефлексии над глобализационными процессами, а с другой, сама подчиняется этим процессам;
  • становление информационного общества, динамика социальной действительности, трансформация идентичности в условиях глобализующегося мира оказывают существенное влияние на искусство. На первый план выходят динамические образования, где базовой является модель «общение-информация-культура», позволяющая описать многоуровневые связи, качественно преобразующиеся в условиях глобализации, обозначить параметры глобальной идентичности в ситуации межпарадигмального сдвига, а также объяснить инвариантность семиотических конструктов в условиях интертекстуализации действительности.
В качестве базовых выводов, уточнена формулировка следующих положений:
  • оптимальной формой согласования противонаправленных теденций к культурной стандартизации и обособлению является снятие ограничений в культурной политике, следующих из картины мира, сформировавшейся в эпоху модерна;
  • базовые направления в развитии культурного разнообразия состоят в охране, развитии и продвижении:
    • культурного наследия (материального, нематериального, мирового, природного);
    • «живых культур» (традиционных средств выражения, современной креативности, копирайта как общей проблемы творческого выражения);
    • устойчивого развития (культурного туризма, традиционных заний, умений и навыков);
    • межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного диалога.

Ключевые принципы составления тезауруса глобализации состоят в:

  • разведении и систематическом сопоставлении культурно-психологического и экономико-политического уровней глобализации; последовательном применении динамической модели «общение-информация-культура»;
  • выявлении форм и путей предъявления «социального заказа» современному искусству;
  • реконструкции техник и методов проведения би- и интертекстуальности, вербализации и девербализации, тиражирования и креативности.

Публикации сотрудников по теме

Конева А. В. Век XXI: глобальный мир и культура различия // Философия. Общество. Культура: сб.науч. статей. — Самара: Изд-вл «Самарский университет», 2007. — 392 с. (PDF)(160 kb)



НАПРАВЛЕНИЕ 7.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ



2008

Руководитель: А. Ю. Тимашков



7.1. Глобализация в современном мире: опыт осмысления и стратегии выживания

В рамках работы по данной теме, пересмотрены базовые понятия формирующейся глобальной цивилизации — такие, как либеральная демократия, рыночная экономика с единой валютой, единый информационный порядок СМИ, унифицированное потребление, массовая поп-культура, глобальная индустрия развлечений, и подтвержден выдвинутый в культурной стратегии ЮНЕСКО общий вывод о двуединой угрозе культурному наследию — со стороны как стандартизации, так и первоначально возникающего в качестве реакции против него, агрессивного изоляционизма.
Обеспечивающий этот процесс общемировой глобализации экзистенциал натыкается на сопротивление кодов культуры в различных регионах. Культурное своеобразие, которое пытаются сохранить представители разных цивилизаций, позволяет формироваться универсальной, глобализированной стратегии жизни, но возможность создания мировой культуры оказывается под вопросом. Формирующийся унифицированный экзистенциал встречает устойчивое неприятие со стороны системы культурных кодов, имеющийся в том или иной регионе, охваченном процессом глобализации.
Сдерживание происходит на уровне памяти культуры, ее символического багажа, зашифрованного в кодах и символах. Изучение истории и современного состояния интеллектуальной культуры, а также технологий интеллектуальной коммуникации позволяет получить определенную свободу в обращении с этим символическим багажом. Технологии интеллектуальных коммуникаций дают возможность адекватной расшифровки культурных кодов и символов, лежащих в основании современной цивилизации.
Базовый вывод состоит в возможности определения нетрадиционных стратегий выживания в экстремальных условиях «дикой глобализации», прежде всего, на путях культурного разнообразия.

Публикации сотрудников по теме:

Конева А. В. Век XXI: глобальный мир и культура различия // Культурологические исследования ’2008. — СПб: Астерион, 2008. — С. 93–100. (PDF)(120 kb)

7.2. Межкультурная коммуникация и опыт социальных перемен

В рамках работы над данной темой, проводилось исследование конкретных форм и путей межкультурной коммуникации, на базе современных систем академических обменов и академической мобильности. Частные выводы состоят в следующем:
  • гуманитарное знание рассматривается как динамическая система, подвижные компоненты которой заменяют друг друга при изменении угла зрения участника;
  • презентация культурных кодов и ценностей проводится в диалоге, организованном как взаимодействие двух равноправных сторон, стремящихся к конструктивному продвижению в образовательном пространстве;
  • академическая мобильность в настоящее время приобретает черты института образовательной среды, в которой в первую очередь проверяются паттерны межкультурной коммуникации.
Общий вывод состоит в необходимости выработки модели межкультурной коммуникации как фактора «заводящего механизма» социальных перемен.

Публикации сотрудников по теме:

Спивак Д. Л. Культурное многообразие в контексте современной культурной политики // Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: Эйдос, Астерион, 2008. — С.462–463.

7.3. Гуманитарные исследования в эпоху глобализма

В рамках данной темы проводилось исследование культурной глобализации на правах не однонаправленного и линейного, но многовекторного и спонтанного процесса, основанного на проникающем взаимодействии культур и формировании на основе этого взаимодействия новой культурной целостности. Частные выводы состоят в:
  • формировании новых паттернов и парадигм гуманитарного знания в современных условиях;
  • данные паттерны непредставимы в старых культурных формах, но поддаются систематическому изучению на правах своеобразных субкультур;
  • важное место в гуманитарном дискурсе занимают права человека, пересмотренные применительно к новым реалиям. Корректный пример последнего составляет необходимость реинтерпретации концепции авторских прав в рамках дигитализации;
  • гуманитарная рефлексия нового и новейшего времени пока сохраняет свое значение общеметодологического ориентира, хотя бы в роли «точки отталкивания».

Публикации сотрудников по теме:

Тимашков А. Ю. «Девушка с жемчужной сережкой» Я. Вермера, Т. Шевалье и П. Уэббера: Интермедиальный аспект // Современное искусство в контексте глобализации: Наука, образование, художественный рынок. — СПб: СПб ГУП, 2008. — С. 100–105. (PDF)(144 kb)

7.4. Инновационные технологии передачи опыта в структуре гуманитарного знания

В рамках работы над данной темой проведена разработка следующих первоочередных проблем:
  • выход на первое место технологического подхода в современном образовании:
  • социальные, культурные и политические аспекты реформы высшего образования;
  • изменение статуса профессионала в урбанистическом контексте, сдвиг от понятия интеллигентности к интеллектуальности;
  • динамика ценностных ориентаций «человека работающего».
При изучении современных тенденций в развитии указанных предметных областей, выявлены тенденции:
  • формирование «парадигмы различения», основанного на знании, обеспечивающем конкурентоспособность, и модульной архитектуры организации педагогического процесса;
  • формирование «парадигмы информированности», основанной на сложном умении применять технологии получения доступа к информации, а также знаний, умений и навыков, позволяющих ее перерабатывать;
  • формирование нового типа гуманитарного знания — аксиологичного, индивидуального, диалогичного;
  • актуализация «нового деятельностно-личностного подхода», обусловливающего принципиальную индивидуализацию образования на основе умелого применения в нем современных гуманитарных технологий;
  • развитие базовых свойств указанных технологий, к которым мы относим: ресурсоемкость (под ресурсами понимаются наличие идей, людей и материальной базы), нелинейность (т.е. зависимость каждого элемента технологии от целого ряда неопределенных факторов).
Базовый вывод состоит в возможности и конструктивности обеспечения гуманизации формирующейся глобальной цивилизации на путях активного применения инновационных технологий передачи опыта в структуре образовательного процесса, понимаемого как составляющая часть процесса культурогенеза в целом.

Публикации сотрудников по теме:

Венкова А. В. (ответственный редактор) Технологии интеллектуальных коммуникаций: учебно-методический комплекс. — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 450 c.
Летягин Л. Н. О точности гуманитарных технологий: культуротворческий подход // Культуротворческая школа. Инновационная модель общего образования и ее кадровое обеспечение: Материалы семинара Ассоциации культуротворческих школ России. — СПб.: УОО СПб ЛО / РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 26-39.
Луняев Е. В., Буркова С. А. Культуротворческий компонент в начальной школе: поиск оптимальных путей становления личности (опыт исследования самооценки детей 6-8 лет) // Культуротворческая школа: Инновационная модель общего образования и ее кадровое обеспечение: Материалы семинара Ассоциации культуротворческих школ России. Санкт-Петербург, 27-29 марта 2008 г. — СПб.: УОО СПб ЛО; РГПУ им А.И. Герцена, 2008. — С. 207-222. (PDF)(272 kb)
Луняев Е. В. Культуротворческий компонент в начальной школе: поиск оптимальных путей становления личности (опыт исследования самооценки детей 6-8 лет) // Материалы конференции-семинара «Новая школа России: культуротворческая модель». — СПб: РГПУ им А.И. Герцена, 2008. (в печати).


© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»