САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направление 1. Теоретические и методологические проблемы культурологии

В рамках данного направления продолжалась работа по разработке фундаментальных аспектов аксиоматики и методологии, базовых исследовательских стратегий и философских, социально-исторических,  психосемиотических аспектов теоретической культурологии.

Тема 1.1. Онтологические, метафизические и религиозные основания культуры

Руководитель: Д. Л.Спивак
Отв. исполнители: А. А. Венкова, Е. В. Луняев, А. А. Магамедова, Р. Г. Пиотровский, И. Б. Соколова, А. Ю. Тимашков


1.1.1. Культурный плюрализм и межконфессиональный диалог: на пути к цивилизации будущего

В ходе отчетного периода,  в рамках данной темы проведена систематическая разработка ключевых концептов культурной стратегии ЮНЕСКО в области межрелигиозного диалога , в особенности применительно к проблемам и перспективам РФ и стран СНГ. Базовые направления разработки включали:

  • многоуровневый подход к стратегии межрелигиозного диалога (через концепт «двух ключевых культурных вызовов современности»;
  • комплементарный  подход  к проблеме прав и свобод в сфере религии, в рамках общей концепции базовых прав и свобод человека;
  • трансдисциплинарный подход к дескрипции и кодификации «хороших практик» (конструктивных тактик)  межрелигиозного диалога, в особенности применительно к взаимодействию православия и ислама на территории РФ и стран СНГ;
  • компаративный анализ «хороших практик» (конструктивных тактик)  межрелигиозного диалога, в особенности применительно к взаимодействию христианства и ислама в РФ и на Ближнем Востоке.
Базовым результатом работы явилась концепция коллективной электронной монографии «Христианство и ислам в контексте современной культуры: Межрелигиозный диалог в России и на Ближнем Востоке», одновременно опубликованной в электронном виде в РФ и Ливане  (СПб-Бейрут, Эйдос, 2009), на русском и английском языках с арабскими резюме (http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001852/185275M.pdf).


1.1.2. Реализация  научно-исследовательской и научно-организационной программы под эгидой ЮНЕСКО «К новым парадигмам общения: философские и психологические аспекты  динамики ментальности в информационном обществе»

В рамках раскрытия данной темы, проведен анализ сдвигов в организации культурных идентичностей на постсоветском пространстве. В качестве опорного конструкта принята концепция П. В. Престона, разделяющая культурно-политическую идентичность по векторам территориальной общности, культурно-политической («государствообразующей») памяти и модусов взаимодействия с соседями, сослуживцами – иммигрантами. Основной вывод состоит в принципиальной общности процессов, определяющих динамику культурных идентичностей в РФ и в западных странах.
Помимо того, в рамках разработки темы проведено систематическое обследование религиозно-психологических установок 150 пожилых жителей С.-Петербурга. Результаты обследования дополнили основные выводы проведенного нами ранее российско-американского сравнительного обследования религиозно-психологических установок молодых городских жителей, подтвердив положение об их радикальном сближении за последние десятилетия.
Результаты исследования данной темы в ходе отчетного периода были опубликованы в рецензируемом журнале в РФ, а также за рубежом.


1.1.3. Онтологические проблемы повседневности: метафизика предельного опыта и инфернальное начало в структурах реальности

В течение 2009 года в рамках темы изучались вопросы, связанные с анализом повседневности как явления социокультурного и философского порядков и рассмотрением инфернального в структурах реальности.
Прежде всего, были поставлены следующие задачи:

  • уточнение понятия «повседневность» и открытие его онтологического потенциала;
  • категориальный анализ картины мира Средневековой эпохи (например, категорий жуткое/зловещее);
  • изучение семиотики смерти в культуре Средневековья;
  • определение границ применения понятия «инфернальное» для анализа особенностей структур реальности данной эпохи.
Решение поставленных задач было основано на анализе и использовании  источников и литературы, посвященных вопросам особенностей социального конструирования реальности (П. Бергер, Т. Лукман, А. Шютц), психологии бессознательного (З. Фрейд, Р. Ф. Додельцев), специфических черт культуры Средневековья (Ж. Ле Гофф, Й. Хейзинга, М. М Бахтин, Ц. Г. Нессельштраус, Ю. М. Реутин).
Были исследованы и раскрыты способы конституирования социальной реальности и места в ней повседневности, определение онтологического статуса которой способствовало более полноценному исследованию порядка инфернального в культуре Средневековья. Благодаря подробному анализу понятия «архе» был прояснен исток противостояния Космоса и Хаоса и на основании этого объяснено, каким образ категории зловещего и жуткого выходят на поверхность культуры, становясь актуальной темой художественной и философской рефлексии эпохи. Кроме того, подробно был изучен образ Антихриста, продолжающий линию «фантастических» фигур, имевших принципиальное значение для формирования этики и эстетики эпохи. Дальнейшая частичная трансформация философии противостояния Космоса и Хаоса в эстетику комедии дель арте способствовала своего рода «снятию» напряжения и разрешению онтологического конфликта, поскольку стремилась к многозначной вибрации смысла, преодолевающей страх перед неопределенностью загробной жизни. Это полусакральное, полуинфернальное действие, соединяло высокое и низкое в масках. Маски дель арте отсылают к античной традиции погребальной процессии. Анализ карнавальной культуры, идейно объединяющей все театрально-сценические представления Средневековья и Возрождения, показал каким образом возможно сближение телесной и символической сторон бытия: стершиеся значения символов в горниле карнавальной жизни обретают значение первообразов, значимых для осмысления человеческого присутствия на земле.
Проведенное исследование позволяет говорить об актуальности изучения онтологического измерения культуры повседневности как особого «среза» реальности, дающего ключ к пониманию особенностей работы сознания и бессознательного в их связи с картиной мира той или иной эпохи. Архаическая категория «инфернального», выступая системообразующим компонентом философии и эстетики Средневековья, моделирует схемы познания «пределов» культуры и сознания человека, задавая линию метафизике предельного опыта.

1.1.4. Pусская интеллектуальная элита XIX–XX веков: религиозный опыт в духовных исканиях русской интеллигенции XIX века

В рамках данной темы проведено изучение пласта мемуарной литературы и дневников, представляющих проблему религиозных исканий в среде русской интеллигенции с конца XVIII до начала XX века, выявлена религиозно-нравственная специфика русского масонства, характерно выстраивающего свои этические концепции на основании христианской доктрины в контексте наследия мировых цивилизаций. Поскольку этот круг идей вовлек в свои ряды лучших представителей российской интеллигенции, идеология русского масонства прямо соприкасается с религиозными исканиями исследуемой категории и, собственно, приводит русскую интеллигенцию на путь осмысления духовных постулатов различных конфессий. В рамках разработки темы был собран материал для методического обоснования экскурсионного маршрута «Тайные знаки масонов в пространстве Петербурга», в котором были отражены основные результаты исследования. Маршрут данной культурно-просветительской программы раскрывает пути духовного самосовершенствования и восхождения представителей pусской интеллектуальной элиты  XIX–XX веков, таких как зодчего Н. А. Львова, поэтов-декабристов А. И. Одоевского, К. Ф. Рылеева и А. С. Пушкина, гвардейских офицеров М. Ф. Орлова и М. А. Дмитриева-Мамонова, политика Л. Д. Троцкого, архитектора В. А. Шретера и других. Экскурсия составлена для широкой аудитории слушателей и призвана раскрыть подлинную роль масонских идей в российской культуре, устранить ценностно-искаженные стереотипы в общественном сознании, локализировать основные тезисы масонской идеологии в эстетическом пространстве Санкт-Петербурга.
Другой ракурс темы раскрыт в статье «”Живой музей” в церковной и светской традиции» (текст обсужден научным сообществом в рамках научно-практической конференции «Музей и Церковь», Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2009 г.). В данном направлении научно-исследовательской работы подробно анализируется музейно-охранная деятельность протоиерея Павла Флоренского в рамках деятельности Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры в 1918–1925 гг. Здесь мы видим обратный пример вовлечения в активную интеллектуальную общественную деятельность представителей православного духовенства. Особое внимание в исследовании уделяется самобытной концепции «Живого музея», разработанной о. Павлом Флоренским в докладе «Храмовое действо как синтез искусств» и в рамках практической деятельности в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, а также последующей светской интерпретации этой концепции в таких музееведческих программах как «Этнографический театр» В. Н. Всеволодского-Гернгросса и «Экспозиционная среда экомузея» Т. П. Полякова. Концепция о. Павла Флоренского открывает специфику музеефикации внутренней сути религии как таковой, а включенная с контекст духовных исканий Флоренского являет собой синтезированную среду веры, науки и искусства. Лавра должна стать, по его мысли, своеобразной лабораторией, призванной способствовать изучению существеннейших проблем современной эстетики. Теоретические исследования вопросов церковного искусства могли бы проводиться в ней, полагал он, на основе практически функционировавшего подлинного эстетического феномена.
Таким образом, результаты исследования позволили сделать выводы одновременно о глубокой укорененности веры в суждениях и культурном тексте русской интеллигенции, и с другой стороны, о критическом характере осмысления религиозных постулатов как среди представителей светского общества, так и людей с глубокой степенью вовлеченности в культовые практики. Центральной же объединяющей идеей этих направлений становится идея нравственного просвещения России.

1.1.5. Синергетика и интермедиальный дискурс в гуманитарных исследованиях современной эпохи

На протяжении 2009 года в рамках темы осуществлен теоретический синтез положений отечественных и зарубежных подходов к интермедиальности.
Прежде всего, были поставлены следующие задачи:

  • сравнительный анализ подходов к интермедиальности и исторической динамики медиа;
  • уточнение понятий «интермедиальность» и «медиум»;
  • выявление связи феномена интермедиальности с процессами мышления.
Научную литературу, использованную для решения поставленных задач, можно сгруппировать в два блока. Первый включает источники по теории интермедиальности и медиа (М. Маклюэн, Н. Луман, В. Флуссер, О. Ханзен-Леве, Ю. Мюллер, И. П. Смирнов, Н. В. Тишунина и др.), второй ― по проблемам бессознательного (Ж. Лакан, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.).
В ходе работы выявлены противоречия в понимании интермедиальности и медиа у представителей разных научных дисциплин, что связано с продолжающимся в настоящее время становлением теории интермедиальности и медиа, а также с дисциплинарной ограниченностью большинства исследований.
При сравнении разных подходов к базовому понятию «медиум» названы его основные качества ― субъектность, интерактивность, трансгрессивность. Они связаны с обусловленностью медиума существованием субъекта, с характером взаимодействий медиума и субъекта и с универсальностью медиума.
В процессе дальнейшего анализа установлена роль медиума в коммуникации, дано определение интермедиальности как свидетельства расширения медиума. Анализ разных подходов к интермедиальности привел к пониманию эволюции этого понятия с момента его появления (1980-е гг.) и до настоящего времени, обнаружена преемственность разных подходов к этому понятию. Выявлена связь между процессами игры означающих в бессознательном и разными видами интермедиальности.
При технологическом понимании медиа, интермедиальность предстает как процесс взаимодействия, интеграции и синтеза средств коммуникации, процессы сетизации.
Семиотическое понимание интермедиальности, с одной стороны, не тождественно технологическому, а с другой, неоднозначно само по себе. В семиотическом понимании интермедиальности можно выделить, по крайней мере четыре подхода:

  • Интермедиальность как синтез медиа, результатом которого становится возникновение некого единства – Gesamtkunstwerk’a. Такой подход предполагает выделение «мономедиальных» форм как результата дифференциации в обществе и эстетике; представление о четкой, но с трудом определяемой границе между интермедиальной формой и простой совокупностью пересекающихся медиа; мнение о том, что синтез медиа позволит возвратить утраченную целостность бытия. К этому направлению относятся работы Д. Хиггинса, Ю. Йалкута и некоторых других.
  • Трансмедиальная интермедиальность понимается как соотношение проявлений одного и того же нарратива в разных т. н. «медиальных субстратах» – медиа (например, воплощение одного и того же сюжета средствами различных видов искусства). Нарративы, являясь достаточно независимыми от медиа, способны выявить взаимоотношения медиа, их отличия друг от друга и сходства друг с другом. В этом ракурсе интермедиальность исследуют И. Пэч, C. Четмен, И. Шпильман и др.
  • Трансформационная интермедиальность. Здесь речь идет о репрезентации одного медиума другим, и такая репрезентация предполагает перевод с одной знаковой системы в другую, своеобразную трансформацию информации при переходе в другой медиум. Так, живописное полотно, изображенное в кино, или здание на фотографии уже являются не картиной или зданием, а неотъемлемой частью репрезентирующего медиума. Трансформационная интермедиальность исследуется в работах относятся работы Ф. Хейуорда, Г. Винтера и др.
  • Онтологическая интермедиальность предполагает наличие неких общих и отличных черт у различных медиа, например музыкальности поэзии или театральности прозы, обусловленных свойствами этих медиа и свидетельствующими об их системном характере. Онтологическая интермедиальность исследуется в работах М. Ветцеля, Ю. Мюллера, Н. Кэролла и др.

Итогом работы, проведенной в 2009 году, стало более точное понимание феномена интермедиальности, ее роли в мышлении и в творчестве. Проверку выводов, полученных в 2009 году, предполагается осуществлять при анализе результатов творчества, в частности, произведений искусства, поскольку каждое из них представляет собой документ конкретного творческого акта. В рамках семиотического понимания интермедиального дискурса начинает преобладать тенденция, согласно которой интермедиальные отношения обнаруживаются не только внутрикомпозиционно, в рамках одного текста, но и внекомпозиционно, во взаимоотношениях текстов разных видов искусства, когда возникает некая художественная целостность, либо в рамках текста синтетических видов искусства.

1.1.6. Феноменология события как метод комплексной аналитики явлений культуры

Осмысление культуры современной эпохи показывает каким образом воедино оказываются соединены философские, эстетические и художественные установки времени. Условием актуализации внутренних связей в системе культуры становится философия события как способ взгляда и метод анализа явлений культуры.
Решающее значение в философии события отводится возможности описания феноменов и явлений бытия в их становлении. Вместе с этой установкой активно развивается идея новой субъективности – формулы, выражающей связь структур сознания и оснований бытия. Обращение к феноменологическим аспектам бытия культуры в философии события является обязательным условием объяснения необходимости отказа от мышления образами, который является внутренним рубежом культуры второй половины ХХ века.
Многообразие форм представления различных уровней философии события  через художественные практики современности показывает, насколько активно области искусства вторгаются в онтологическую карту эпохи. Художественная культура становится сложноорганизованной формой рефлексии, декодирование которой возможно с помощью метода интуиции, к которому и обращается философия события.
Таким образом, возможность анализа феноменологии события как метода комплексной аналитики явлений культуры обусловлена становлением философии события и активным включением философской проблематики в культурный контекст  современной эпохи. Кроме того, условием расширения круга проблем феноменологии события становится особая философия искусства современности, основы который были заложены в художественном проекте неоавангарда.
Перспективность исследования феноменологии события также подтверждается историей развития и трансформации медиальной культуры, которая во второй половине ХХ века становится ведущим средством представления и фиксации художественного опыта. Открытие феномена медиа означает возможность осмысления событий и явлений действительности в их развитии/движении (внешнем и внутреннем) и анализа самого процесса смыслопорождения.
В качестве итогов по работе над данной темой можно говорить о том, что обращение к медийной проблематике становится важным условием полноценного анализа комплексных явлений культуры современности, поскольку именно формы и стратегии посредничества в художественной среде представляют собой «точки» объединения усилий философии, эстетики и искусства.



Тема 1.2. Социальные, исторические и политические основания культуры

Руководитель:  А. В. Конева

Отв. исполнители: А.В.Венкова, Е.Ю.Ендольцева, Д.А.Ивашинцов, Е.В.Луняев, Д.Л.Спивак, А.М.Столяров.

1.2.1. Социокультурная реальность современного гуманитарного знания

В рамках данной темы проводилось исследование формирования теоретического концепта «гуманитарное знание», формирования пространства гуманитарного дискурса в современной культуре.
Всеми исследователями сегодня признается необходимость гуманитаризации современного знания. Признается насущной необходимость знания, которое включало бы в себя не только знания о человеке, но и об артефактах культуры, вещах, идеях, системах общественных отношений и методах познания, способах трансляции социального опыта, а также о сущности и специфике деятельности.
Анализ процессов, происходящих в культуре современности, позволяет заключить, что в настоящее время сформировалась новая парадигма культуры. В эпоху глобализации, когда рынки становятся всеобщими, когда знания выстраиваются по единой системе, и профессионалы ценятся не по диплому, а по таланту, главным акцентом современности становится многообразие. Это многообразие культур и традиций, паттернов поведения, интерпретаций и истин может быть определено как парадигма многообразия, сущностного различия. Различение основывается на знании, которое обеспечивает конкурентоспособность. Не смотря на то, что это знание формируется в информационную эпоху, оно не может быть сведено к оперированию информацией. Подобный тип знания требует персональной интерпретации, присутствия не просто трансцендентального субъекта, постигающего абстрактную истину, но конкретного индивидуального человека, решающего задачу «здесь и сейчас».
Культурной компетентностью индивидуальности оказывается гуманитарное знание нового типа, соответствующее потребностям человека в изменившемся мире, – теоретический концепт, описывающий результат определенного типа познания, личностного, включающего ценностно-определенную позицию исследователя, осмысление и понимание мира, основанные на переживании и интерпретации феноменов этого мира субъектом.
Базовым выводом по работе над данной темой является теоретическое обоснование необходимости формирования и анализа нового типа гуманитарного знания в современную эпоху.

1.2.2. Социальное воображение в контексте культурных перемен: современные стратегии визуального маркирования динамики общественных процессов

В 2009 году в рамках данной темы изучались следующие вопросы:
  • Индивидуализация как тенденция современной культуры;
  • Критический анализ исследовательских подходов к исследованию заявленной проблемы;
  • Формирование теоретического концепта индивидуальности;
  • Формы саморепрезентации личности в современной культуре.
Современная эпоха характеризуется такими процессами как демассификация, дестандартизация культуры и общества, а также персонализация ее субъекта. Одним из наиболее значимых процессов, определяющих культуру XXI века, становится формирование новой системы ценностей, в которой преодолевается структура материальной, экономической, потребительской мотивации, и возникает система постматериальных потребностей, определяемых внутренними, а не внешними стимулами. Это повышает значимость процесса индивидуализации личности в современной культуре, процесса, различные аспекты которого можно наблюдать в повседневности.
Теоретический аппарат философии не выработал однозначного определения понятия индивидуальность. Смысл данного концепта остается конвенциональным, он нуждается в теоретическом уточнении. Однако отсутствие в теоретической мысли категориального аппарата, способного «схватить» живую противоречивую сущность индивидуальности, не означает, что культура совсем не знала и не осмысляла эту проблему. Напротив, данный феномен был предметом теоретического осмысления на протяжении всей истории европейской философской и культурологической мысли, был предметом психологической науки.
На основании изучения понятий, позволяющих определить индивидуальность в философии и психологии, возможно выработать следующее определение индивидуальности: «Индивидуальность – неповторимое сочетание (комплекс, ансамбль) экзистенциальных сущностных качеств, психологических особенностей и личностных достижений человека, проявляющихся в его творческой самореализации как субъекта культуры».
Результатом работы над данной темой в 2009 году стала выработка определения индивидуальности, способного служить аналитической категорией и использоваться в исследовании современной культуры.
Помимо этого, разработка проблемы визуализации форм социального воображения получила прикладное применение в координации и реализации сотрудниками отделения проекта «Нулевая верста». Проект включает в себя серию маршрутов экскурсий по Почтовому городку в Санкт-Петербурге. На маршруте расположено двадцать исторических объектов, информация о которых раскрывается в форме прогулок-бесед с «историческими персонажами» – почтовым служащим, архитектором, писателем, масоном и дворником – и каждый представит свое видение этой части старого города. Проект реализуется силами нескольких музеев, расположенных на данной территории: Центральный музей связи имени А.С. Попова, Государственный музей истории религии, Музея В. Набокова, Музея-памятника «Исаакиевский собор», а также кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета. 

1.2.3. Истоки и становление христианства: проблемы историографического описания

В отчетный период в рамках настоящей темы были поставлены задачи изучения процесса становления христианства в отдаленных провинциях Византийской империи на протяжении позднеантичного и средневекового периода. Помимо этого, решалась проблема выяснения характера взаимовлияния по схеме центр - периферия. Для решения данных задач был проведен типологический анализ источников с привлечением элементов комплексного рассмотрения артефактов лапидария на горе Анакопия близ г. Новый Афон, Республика Абхазия, что позволило приблизиться к воссозданию живой картины взаимовлияния Византийской культуры и варварской периферии. Результатом работы в рамках данной темы явилась гипотеза датировки основных групп рельефов лапидария, выяснение их функции и происхождения.

1.2.4. Проблема национальной идентичности в современной России

В рамках данной темы проведено изучение базовых вызовов «российской цивилизации» на современном этапе (с учетом участия РФ в грузинско-осетинском и грузино-абхазском конфликте, а также ее постепенного вовлечения в глобальный экономический кризис), а также ее «точек роста» (прежде всего по линии налаживания культурного взаимодействия со структурами «русского мира»). Результаты работы составили концепцию второго тома альманаха «Русский мир» (СПб-Париж), издаваемого трудами сотрудников СПб отделения РИК совместно с Международной ассоциацией «Русский мир».

1.2.5. Культура российских диаспор за рубежом: история и современное состояние

В рамках данной темы продолжалась работа по налаживанию культурных связей с русскими диаспорами I–IV эмиграций в странах ближнего Зарубежья, а также ЕС, США и Китае. Результаты работы нашли отражение в программе и концепции работы Международного совета российских соотечественников по сохранению культурного наследия.

1.2.6. Серия монографий «Русские эмигранты первой волны: жизнь и творчество»

В рамках данной темы продолжалась работа по собиранию архивов российских эмигрантов «первой волны», их архивированию и подготовке к публикации. Подготовительные материалы по 3 эмигрантским архивам, а также посвященная их проблемам беседа сфранцузским славистом Р.Герра, опубликованы в издаваемом нами альманахе «Русский мир» (СПб-Париж).

1.2.7. Актуальные проблемы регионалистики: опыт культурной ойкумены Северо-Запада России.

В рамках данной темы было завершено исследование культурно-психологических доминант «мифа Петербурга», а также его основных культурных партнеров во времени и пространстве (субстратные культуры, романо-германская цивилизация, греко-православная вера, русская государственная традиция). Итоги исследования систематически изложены в монографии Спивака Д. Л. «Метафизика Петербурга: Историко-культурологические очерки» (40 а.л.).

1.2.8. Становление и развитие локальных культуроформирующих процессов севера Pоссии

В рамках данной темы было проведено исследование архивных материалов Церковно-археологического кабинета Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и Соловецкого музея-заповедника. В продолжение основной идеи исследований 2008 года об открытости пространства для диалога конфессий, как в XVIII–XIX веках, так и – в особом прочтении – в веке XX, в 2009 году был избран ракурс этического и политического взаимодействия государства, Церкви и местной власти в истории развития Соловецких островов.
На основании обзора архивных материалов, анализа современного образа Соловецкой проблемы в прессе, а также личных бесед с представителями духовенства, местной власти и научными сотрудниками музея-заповедника, были намечены следующие проблемные узлы для последующей научно-исследовательской разработки:
  • взаимное равнодушное незнание сути деятельности трех взаимодействующих сторон к внутренней жизни оппонентов и закрытость к диалогу, заложенная с одной стороны ментальными особенностями русского севера, а с другой – историческими корнями православия.
  • полярность представленных в современной прессе (как местной, так и общероссийской и западноевропейской) образов современной культуры Соловков свидетельствует о внутренних противоречиях современной российской культуры в целом, особенно на стыке духовных, политических и экономических вопросов.
  • характеристика институций севера России с позиций презентации, использования и охраны объекта наследия, т. е. исследование стратегий становления имиджа культуроформирующих организаций севера Pоссии.
В рамках работы над темой, был проведен теоретический семинар по определению современных тенденций взаимоотношения Церкви и государства (музея) на примере охраны памятников культурного наследия (семинар прошел на базе Кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 01.09.2009) и музейно-краеведческая практика в рамках курса «Охрана памятников» «Соловецкие острова как объект духовного, культурного и природного наследия: проблемы и перспективы» для студентов III курса Кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ (Соловки, 7–13 сентября 2009 г.).
В ходе проведения исследования, в обсуждение проблематики были включены несколько молодежных групп, будущих специалистов в сфере музейного дела и охраны памятников, проведена серия совместных эвристических бесед со всеми участниками взаимодействия. Устойчивая заинтересованность в заявленной проблематике молодежных групп привела к инициативе продолжения темы научно-практической конференции «Музей и Церковь» в апреле 2010 года (в сотрудничестве с СПб ГУ) с выделением отдельной молодежной секции.



Тема 1.3. Психологические, семиотические и лингвистические основания культуры

Руководитель: Р. Г. Пиотровский
Отв. исполнители: А. В. Венкова, Т. Ю. Дегтярева, Л. Н. Летягин, А. А. Магамедова, Р. Г. Пиотровский, А. Ю. Тимашков

1.3.1. Феномен ментальности: онтологический и метафизический анализ

За отчетный период в рамках темы «Феномен ментальности: онтологический и метафизический анализ» были поставлены и решены важные научные задачи, связанные с определением и анализом этнической картины мира и условий, обеспечивающих ее полноценное функционирование в сознании человека и системе культуры.
Решающее значение для разработки темы имели вопросы, раскрывающие особенности формирования ментальности, структуру ментальности и законы ее внутренней организации, суть онтологического ядра ментальности, условия, благодаря которым происходит смена доминирующих парадигм.
Для решения поставленных задач был применен корпус методов современной гуманитарной науки и проведен подробный анализ научной литературы по вопросам теоретического осмысления ментальности (Люсьен Февр, Б. В. Марков, А. В. Сергеева, В. П. Кожевников, С. В. Вальцев, С. В. Лурье, А. Б. Мурашов), особенностей национального восприятия в исторической перспективе (Ж. Ле Гофф, М. Блок, А. Л. Ястребицкая, Р. А. Додонов, С. В. Лурье), исследования адаптационно-деятельностных моделей поведения человека в различные эпохи (П. Рикёр, А. Я. Гуревич, Ю. Л. Бессмертный).
В процессе работы было расширено и уточнено понятие «этнической картины мира» - как сформировавшейся на основании этнических констант, с одной стороны, и ценностных доминант - с другой, представления человека о мире — отчасти осознаваемое, отчасти бессознательное. Этническая картина мира предстает как неспецифический защитный механизм. Кроме того, этническая картина мира не является неизменной, она различна в разные периоды жизни этноса и для тех или иных групп внутри него. Это связано с различиями в культурно-ценностных доминантах ее носителей. Выявлен способ переноса бессознательного опыта (комплекта) на реальный объект – так называемый трансфер представляет собой сцепление бессознательного образа с фактами реальности. Трансфер актуален и жизнеспособен до тех пор, пока данный объект может нести такого рода нагрузку внутри этнической картины мира и опыт этноса не начнет расходиться с реальностью. Расхождение провоцирует новый трансфер. Аналогичным образом рождается явление, которое можно назвать автотрансфером: человек приписывает себе те качества, которые заложены в его бессознательном «образе себя» (концепции «мы» и концепции «я»). Кроме того, была раскрыта специфика понятия «центральная зона» культуры (Э. Шилз), состоящая в явлении сферы ценностей, символов и представлений, регулирующих социокультурную реальность, сферы деятельности, воплощающей в себе в том числе структуру деятельности, ролей и личностей в рамках определенной системы институтов.
Сделанные в процессе работы выводы, позволяют говорить о перспективности разработки данной научной проблематики, затрагивающей вопросы философской антропологии, теории культуры и исторической культурологии. Основные результаты исследования состоят в:
  • определении связи этнической картины мира и особенностей ментальности субъекта;
  • раскрытии механизма самоструктурирования этноса;
  • объяснении стратегий жизнедеятельности этноса (в том числе в условиях современности).

1.3.2. Архетипы, коды, матрицы культур: психологический и лингвистический анализ

В рамках данной темы в отчетный период происходил анализ психологических маркеров освоения пространства носителями европейской культуры в современную эпоху. В качестве материала для анализа использовались представленные в художественной практике модели описания и реперзентации пространственного мышления в европейской традиции от древнейшей эпохи к настоящему времени.
Основные характеристиками современной пространственности, закрепленной в различных формах художественной практики, являются следующие:

  • Современная пространственность стремится к тотальности, которая предполагает работу с трехмерными зонами, целиком превращенными в единую среду. Тем самым выстраиваются целостные пространственные модели, поддерживающие тотальность воздействия на чувственность реципиента.
  • Пространственность воспринимается как выражение внутренней психологической реальности.
  • Структура экзистенциального произведения (в искусстве) повторяет внутреннюю топологию сознания. Пространство здесь трактуется как сакральное, подобные пространственные среды стремятся реконструировать основные параметры мифологического опыта.

Подобные характеристики пространственного мышления позволяют говорить об отказе от таких базовых для классической эпохи постулатов пространственности как репрезентативность и иконичность. Классическая теория репрезентации, построенная на миметическом принципе, предполагает опосредованность в передаче пространства, основанную на представлении, а не на прямой передаче или воссоздании. Мимесис реальности есть отображение ее социальной маркированности, в то время как экзистенциальные среды подчеркнуто нерепрезентативны. Наиболее популярной стала в данном контексте теория «матричного взгляда» Брахи Лихтенберг-Эттингер. Речь идет о неиерархическом неупорядоченном смотрении на мир, в результате которого создается подобие живой среды вместо структурно выстроенного «представления», характерного для классической эпохи.
В настоящее время наблюдается разрушение иконичности представления пространства. Передача пространственного опыта строится скорее с опорой на индексы, чем на иконические знаки. Современные художники используют предмет как экзистенциальный маркер, указывающий на реалии внутреннего мира. В силу этого, наиболее часто встречаются объекты, наделенные ауратическим статусом, отсылающие к базовым эмоциям, таким как страх, отвращение, ужас, потеря. Неиконичность способствует получению опыта непредставимого, что усиливает статус жуткого (Unheimliche). Потеря структурности вызывает ощущение чуждости мира.
Работа с пространством в современном художественном процессе оказывается, таким образом, тесно связанной с проблемой репрезентации опыта мира в культуре. Если классическая эпоха тяготела к моделированию образа видимого, по преимуществу социального мира, то современность озабочена внутренним ландшафтом сознания человека.

1.3.3. Динамика социальной нормы в культуре Нового и Новейшего времени

В рамках данной темы в отчетный период изучалась динамика нормы и ее субверсия на материале формально-пластического мышления в европейской традиции Нового и Новейшего времени. Происходило исследование формы как единицы пластического архива и как мнемонического инструмента культуры, а также рассмотрение проблемы «бесформенного» как выражения кризиса репрезентации и ослабления формально-пластического диктата в культуре Новейшего времени.
Тесная связанность формы с нормативным мышлением позволяет выстраивать различные классификационные системы. Чем более жестким является общественный порядок, тем сильнее проявляется память формы, тяготеющая к каноническому диктату в способах воспроизведения и прочтения. С ослаблением иерархичности системы ослабевает и диктат формы, пластическое мышление начинает тяготеть к «бесформенному». Указанный круг проблем изучался с опорой на труды Г. Вельфлина, К. Гринберга, М. Фрида, Р. Краусс, А.-И. Буа, Х. Фостера, К. Джонса, М. Баксендолла, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ф. Гваттари.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы.

  • Иконический характер искусства есть свойство устойчивой картины мира, в котором форма детерминирована дискурсом и включена в конвенциональный режим репрезентации. Современное пластическое мышление характеризуется иконофобией, тяготеет к процессуальности, перформативности, незавершенности, то есть движется от формы к «бесформенному». Боязнь формы, тем более построенной по принципу иконического знака, есть боязнь устойчивости мира, следствие экзистенциального дискомфорта.  Деформация устойчивых знаковых образований вносит диссонанс и в режим репрезентации, что влечет за собой эмансипацию формы, ее освобождение от власти слова, превращение в специфическую пластическую автономию.
  • Критика репрезентации как инструмента выстраивания репрессивной логоцентрической модели мира привела к усилению интереса к проблеме «бесформенного» в эстетике, теории искусства и художественной практике. «Бесформенное» начинает пониматься как одна из возможностей «снятия» логоцентристких устремлений европейской системы мышления. В силу этого, пластические режимы, задействующие «бесформенность» как условие художественного языка, начинают активно использоваться и осмысляться в противостоящих логоцентрическим устремлениям практиках феминистского, женского, постколониального искусства, направленных против самой идеи репрезентации значения. Указанные движения начинают поиск возможностей передачи неопосредованного опыта, чувственной данности, проблематизируя и саму возможность подобной передачи. В искусстве этого времени наблюдается стремление к отказу от традиционных режимов репрезентации с одновременным осмыслением условий и возможностей формы «выражать» какую бы то ни было идею или смысл.

1.3.4. Семантика «памяти культуры» в классическую эпоху

В течение 2009 года в рамках темы исследовались проблемы, связанные с анализом семантики памяти культуры и изучением способов представления хранящихся в ней феноменов. Ставились следующие основные задачи:
  • уточнить определение понятия «семантика памяти» (культуры);
  • раскрыть основные условия процесса мемориализации в семиосфере классической эпохи;
  • проанализировать основные культурные «мемы» эпохи и способы их функционирования в сознании и восприятии.
В процессе анализа вопросов семантики памяти были определены различные уровни функционирования памяти в системе культуры: коллективный, индивидуальный, групповой и т.п. Многообразие форм «сцепления» феноменов, образующих конкретные ландшафты памяти, свидетельствует о различных способах смыслопорождения. Вместе с тем, в классическую эпоху активно обсуждаются вопросы подобия и подлинности, в то время как позднее, в неклассический период, основное место в этом процессе занимает деконструкция оригинальных фигур памяти и изучение механизмов превращения феноменов в симулякры.
При разработке темы была подробно изучена теория симулякров, дающая представление о схемах функционирования «трех порядков» подобия, исторически связанных с классической эпохой (Ж.Бодрийяр). Картина семантики культурной симуляции базируется на особенностях научного и технического развития и способах передачи и фиксации информации. Таким образом, «память культуры» в контексте безостановочного процесса симуляции превращается в «символическое благо», лишаясь материального базиса.
Наряду с симулякрами, в неклассическую эпоху активно функционируют так называемые «мемы» (термин введен Р. Докинзом) – своеобразные ячейки для хранения информации в памяти культуры (например, в форме артефактов). В результате изучения влияния «мемов» на становление картины мира той или иной эпохи, выяснилось, что «мемы» могут выступать в качестве подобия архетипов культурной памяти, то есть ее статических отражений. С другой стороны, мемы, подобно симулякрам, способны трансформировать свою пространственно-временную оболочку, подстраиваясь под особенности того или иного типа культуры.
Таким образом, через попытку описания причин возникновения тех или иных мемов и анализа механизмов их распространения, удалось приблизиться к раскрытию семантики памяти культуры, как классической, так и неклассической эпох, что обозначает перспективу исследования характера движения от классического к неклассическому типу мышления.

1.3.5. Синергетические сценарии в языке культуры эпохи глобализма

В рамках данной темы происходило дальнейшее исследование основных понятий и исследовательских стратегий лингвистической синергетики.
Компьютерное моделирование лингвистических систем и процессов, начавшееся на рубеже 60-х гг. подготовило смену парадигмы языкознания. Сущность новой синергетической парадигмы состоит в поиске скрытых от прямого наблюдения механизмов самоорганизации и саморазвития языковых систем. Этот поиск опирается на фундаментальное представление о языке как об открытой саморазвивающейся не узуальной «мягкой» системе.
Основным приемом исследования, соответствующим такому представлению является метод моделей и гипотез, сочетающийся с широким набором опытов различной природы, опирающихся на общую для экспериментальных наук схему.
В рамках данной темы происходило уточнение на материале естественных и искусственных языков таких характерных для синергетики понятий как развивающаяся система, флуктуация, джокер, диссипативная структура.
Отдельно было исследовано усиленное использование обратных связей в структурах нелинейного типа, что получило свое отражение и в исследовании социальной синергии.
Основные результаты научной работы в рамках направления 1 нашли свое отражение в публикациях, выступлениях на научных конференциях и симпозиумах, диссертационных исследованиях сотрудников отделения, в структуре и содержании коллективной публикации, подготовленной к печати сотрудниками отделения - «Фундаментальные проблемы культурологии: Том 5: Теория и методология современной культурологии».



Направление 2. Теоретические и методологические проблемы художественной культуры

В рамках данного направления продолжалась разработка фундаментальных аспектов современного художественного процесса, а также таких особых культурных форм, как художественная среда современного музея, культурная семантика моды, сочетания глобальных, региональных и локальных аспектов в организации художественных фестивалей и выставок.

Тема 2.1. Художественный опыт в картине мира нового и новейшего времени

Руководитель: А. В. Венкова
Отв. исп.: Е. Ю. Ендольцева, Д. А. Ивашинцов, Л. Н. Летягин, Е. В. Луняев, А. В. Ляшко, А. В. Конева, И. Б. Соколова

2.1.1. Формы организации и взаимодействия художественного, религиозного, научного и философского опыта

В рамках данной темы продолжилось исследование эвристических возможностей исследовательского концепта «картина мира» - системы представлений субъекта о мире, основанной на мировоззрении и мироощущении и получающей выражение в структурах жизненного мира, формах и содержании культуротворческой деятельности в материальной, духовной и художественной сферах. Данное понятие было проанализировано с опорой на основе содержания таких исследовательских абстракций как «модель» и «образ» мира. Исследование происходило с опорой на труды Ж. Дюби, В. А. Лекторского, А. Н.Леонтьева, В. Б. Мириманов, В. Ф. Петренко, В. В. Петухова, В. С. Жидкова, К. Б. Соколова.
Понятия «модель» и «образ» мира наиболее часто встречаются в психологии и служат для описания и анализа форм ориентации человека в мире. Модель мира является той исходной системой, психологическим ориентиром, который позволяет адекватно воспринять окружающую действительность, интериоризировать неупорядоченную хаотичность внешнего мира в логически непротиворечивую систему внутренних ментальных структур, организующих и направляющих мышление и восприятие. Модель мира служит своеобразным фильтром, пропускающим в сознание реципиента только ту часть внешней реальности, которая не входит в противоречие с уже имеющимися у него психическими структурами. Благодаря селективности восприятия мир приобретает упорядоченность и смысловую оформленность.
Психология различает в модели мира поверхностные и ядерные структуры. К первым относятся «чувственно оформленные представления о мире», эмоционально-смысловые ее компоненты. Ядерные структуры включают «амодальные знаковые системы», «семантико-перцептивные универсалии», отражение мира в целом. Всеми исследователями отмечается чрезвычайная эмоциональная насыщенность психических образов, составляющих чувственно-поверхностный слой модели мира. Эмоциональная наполненность модели мира придает ей вариабельность и возможность индивидуального преломления объективно существующих форм пространства и времени.
В отличие от чувственно-эмоционального слоя, отвечающего за индивидуальную окрашенность составляющих ее образов, ядерные структуры модели мира являются универсальными. К ним относятся вошедшие в сознание конвенциональные способы знаковой и символической репрезентации мира. Подобного рода смысловые универсалии вырабатываются социумом и получают свое выражение в языке, традиционно воспроизводимых формах культуры, нормах и стереотипах поведения. Слой языка образует в сознании человека специфическую форму репрезентации мира – языковую картину мира, которая тесно связана с концептуальным или понятийным содержанием модели мира и служит конкретизации и экспликации последней. Языковая картина мира выполняет две основные функции: 1) означивание основных элементов картины мира и 2) экспликацию средствами языка концептуальной картины мира. Восприятие действительности оказывается опосредованным, таким образом, не только полем концептов, направляющим работу мышления, но и системой языка, позволяющей унифицировать внутренние когнитивные структуры и обеспечить коммуникационные процессы обмена информацией.
Таким образом, были сделаны выводы о том, что складываясь из отдельных переживаний, первичных, непосредственных «образов мира» в целостную систему репрезентации картина мира служит наиболее глубинной структурой, ориентирующей человека в неупорядоченном потоке действительности.

2.1.2. Визуальные проекции метафизики Петербурга: «Аналитика инфернального»

В течение отчетного 2009 года в рамках разработки данной темы рассматривались вопросы, связанные с анализом области инфернального и рассмотрением способов представления инфернального ментальной топологии Санкт-Петербурга. Таким образом, ставилась задача поиска оригинальных пространственно-временных объектов, аккумулирирующих знаково-символический потенциал городской среды.
Для решения поставленной научной задачи было необходимо:
  • выявить исток инфернального в сознании человека и обозначить основные способы фиксации инфернального в визуальном опыте;
  • установить общие закономерности формирования семиосферы Петербурга;
  • обосновать связь образной системы визуальной культуры и особенностей географии и топологии города.
Прежде всего, были исследованы и раскрыты особенности конструирования инфернального в онтологическом и метафизическом планах. Дальнейшие разработки были связаны с анализом знаково-символический картины города Петербурга, служащей матрицей для многообразия визуальных проекций и сопутствующих им форм рефлексии. Важное значение имел опыт анализа города как текста и «тела культуры», что позволило уточнить механизмы идентификации, используемые субъектами культуры для определения собственных пространственно-временных координат и расстановки «точек здесь-присутствия». Отмеченная способность Петербурга превращать в символы любое свое содержание (В. Серкова) говорит о высокой степени онтологического и онтического напряжения, свойственной городу. Подобные конфликтные ситуации разрешаются через опыт представления избыточного смысла в произведениях художественной культуры.
Анализ особенностей художественной рефлексии Петербурга выявил факты тесной связи культурных и географических ландшафтов города. Речь идет о своего рода «метагеографии» (термин Д. Н. Замятина) как области функционирования географических образов как феноменов. Подобная «феноменология географических образов» города открывает возможность говорить о специфических отношениях подчинения работы сознания географии и топологии города, о тайной роли бессознательного, структурованного как язык городских ландшафтов.
Проведенное исследование и основные научные результаты подтверждают актуальность разработки данной проблематики и обозначают основные векторы дальнейшей работы.

2.1.3. Формы фиксации экзистенциального опыта в визуальных искусствах Новейшего времени

Визуальная культура Новейшего времени определяется многообразием, вместе с тем, существует ряд стратегических направлений художественной рефлексии, важной задачей которых является поиск и внедрение в арт-проекты инновационных форм фиксации экзистенциального опыта. Художественные процессы современности тесно связаны с медиакультурой второй половины ХХ – начала XXI вв. и представляют особую форму трансляции экзистенциальных проектов.
Инновационной схемой моделирования визуального ряда в художественной культуре Новейшего времени становятся медиатехнологии, отвечающие за возможность улавливания колебаний поля реальности и превращения их в элементы художественных проектов. Экзистенциальный опыт художника (автора) и зрителя выступает в качестве системообразующего компонента, отвечающего за генерирование новых горизонтов образности. Концепция «новых медиа», в основе которой лежит опыт использования средств и технологий передачи информации, становится основанием для расширенного  понимания назначения медиа и определения их роли в визуализации экзистенциального опыта.
Превосходя традиционные эстетические установки, художественные практики современности отказываются от приоритета «символического», открывая потенциал симптоматического искусства, обращающегося непосредственно к анализу работы сознания человека. Художественное становится симптомом реального и одновременно с этим вторгается во внутренние пределы сознания человека. Таким образом,  «новые медиа» и медиатехнологии (как производные их функций) перестают выполнять исключительно задачи посредничества, становясь элементом картины мира субъекта.
Дальнейшее развитие медиатехнологий в художественной практике современности связано с постепенным переходом к использованию цифровых технологий в искусстве. Именно цифровое искусство становится максимально точной формой представления особенностей работы сознания и восприятия человека, что является важным условием фиксации экзистенциальных моделей. Цифровое искусство стремится работать с логическими структурами визуального опыта, с «чистыми» формами, позволяющими анализировать дорефлективные уровни сознания. Фактически, речь идет о познании  физических законов, организующих восприятие. Так системообразующим компонентом эстетики цифрового искусства становится концепт искусственного интеллекта, активно противостоящий традиционной идее экзистенциальной исключительности человека.
Результатом подобных эстетических сдвигов становится не только изменение объекта искусства, но и трансформация, связанная с переосмыслением роли и места автора и зрителя в системе художественной культуры, а также открытие новых экзистенциальных горизонтов человека.


2.1.4. Культурология памяти: образы и идеи

За отчетный период в рамках темы «Культурология памяти: образы и идеи» изучались вопросы, связанные с особенностями процесса мемориализации в их связи со становлением медиакультуры.
Были поставлены следующие задачи:

  • определение места и роли феномена культурной памяти в современной гуманитарной науке (в частности, культурологии);
  • раскрытие особенностей исторической преемственности различных форм медиа и изучение их взаимосвязи с многообразием форм культурной (социальной) памяти;
  • исследование механизмов функционирования современной медиакультуры как стратегий мемориализации культурного наследия.
Для решения поставленных задач, прежде всего, был актуализирован и проанализирован корпус научной литературы по вопросам истории осмысления феномена культурной памяти (М. Бахтин, Ж. Локк, Э. Дюркгейм, С.Оссовский, Э.Хобсбаум, Т.Рэнжер, Дж.Клиффорд), особенностей эволюции медиа (М. Маклюэн, Г. Иннис, Э. Хавелок, М. Маттерланд, А. Тоффлер, Ф.Г. Юнгер), исследования медийного компонента современной культуры (Б. Гройс, Д. Бирнбаум, С. Хантингтон, В. Савчук).
Благодаря подробному анализу роли культурной памяти в системе культуры, была установлена тесная связь процесса мемориализации и установок идентичности. Особенности конструирования идентичности напрямую связаны с этапами формирования медиакультуры, поскольку медиа как предметы и технологии, обеспечивающие передачу опыта за счет создания специфических форм взаимодействия, основанных на передающих механизмах культуры, выступают способом конструирования идентичности. Анализ исторической динамики форм посредничества показал, что, начатое в древней культуре разделение медиа на «технические» и «символические» бытийствует в памяти культуры до сих пор. Сохранению подобных стереотипов способствует культура повседневности, выступающая как основание для развития форм посредничества и в качестве «области» мемориализации. Современная культура, тяготеющая к манифестированию многообразия, существенно расширяет поле действия медиа, открывая перспективу превращения в фигуры памяти все большего количества явлений и феноменов культуры. Поэтому можно говорить о перспективе исследования современных стратегий мемориализации как отражения работы медиатехнологий в системе культуры.
Проведенное исследование позволяет говорить об актуальности исследования вопросов культурологии памяти и способов конструирования образной системы культуры, в основании которых лежит многообразие форм посредничества и механизмов передачи опыта. Постепенная трансформация медиакультуры в медиасреду, как семантическое пространство, в котором связь человека с миром осуществляется посредством различных медиа, говорит и об изменениях в способах смыслопорождения и формах фиксации опыта, что неизбежно отразится на картине культурной памяти эпохи.

2.1.5. Онтология, эпистемология и пространственное моделирование визуальной среды музея

В течение 2009 года в рамках темы изучались вопросы, связанные с анализом музея как историко-культурного и социокультурного явления, изучение которого дает представление о механизмах и характерных чертах современной культуры.
Прежде всего, были поставлены следующие задачи:
  • рассмотрение различных существующих подходов к исследованию музея и оценка перспектив их применения;
  • осмысление исторического опыта музея, изучение двух полярных мнений: музей – это константа человеческого бытия, все очевиднее проявляющаяся в качестве культурной формы с каждой новой эпохой; музей – это специфическое явление новоевропейской культуры;
  • определение статуса музея в современной культуре;
  • аналитика выставочного пространства как опыта моделирования визуальной среды музея.
Решение поставленных задач было основано на анализе и использовании  источников и литературы, посвященных вопросам теории музейного дела  (Е. Г. Ванслов, М. Б. Гнедовский, В. Ю. Дукельский, Н. А. Никишин, Л. Я. Петрунина, Ю. П. Пищулин, Д. А. Равикович, А. М. Разгон). Историческое направление представлено в первую очередь трудами Э. Александера, Ж. Базена, Д. Мюррея, А. Уиттлин, К. Хадсона; и отечественными исследованиями А. Б. Закса, Г. Л. Малицкого, Е. Н. Мастеницы, Д. А. Равиковича, А. М. Разгона. Культурологический аспект представлен в работах З. А. Бонами, М. С. Кагана, Т. П. Калугиной, С. В. Пшеничной; Т. Беннетта, Д. Малевра, Э. Хупер-Гринхилла. Так же была привлечена концепция дискурса, разработанная М. Фуко («Слова и вещи», «Археология знания», «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы») и ряд интерпретаций данной концепции (Ж. Делеза, Н. С. Автономовой, В. П. Визгина, Б. В. Маркова, З. А. Сокулер).
Было показано, что музей как феномен культуры, помимо своих базовых функций собирания и хранения артефактов, является отображением современной ему социокультурной ситуации во всем многообразии ее научных, эстетических, образовательных, идеологических, рекреационных, экономических аспектов. Во второй половине XX века проблема музея приобретает особую остроту. Это связано, с тем, что традиционные музейные формы, окончательно сложившиеся в конце XIX – начале XX вв., перестают соответствовать изменившейся культурной парадигме. Происходит переосмысление основных принципов музейной практики и поиск ее новых форматов, в музееведении возникает ряд новых теоретических концепций, пересматривающих многие ключевые моменты музейной работы. Складывается тенденция к универсализации миссии музея и, как следствие, оформляются новые принципы музейной деятельности. Например, развиваются формы «мягкой» музеефикации, расширяется тематика экспозиций (постоянных и временных), трансформируется кадровый состав и специализация сотрудников музея, идет процесс популяризации «внутренней жизни» музея.
Аналитика этих процессов в современном музейном мире не может быть полной в рамках существующих музееведческих концепций, в большинстве своем ориентированных на решение практических вопросов. Была выявлена необходимость анализа феномена музея вне традиционного музееведения и поиска новых его теоретических оснований. Более перспективной была признана точка зрения, согласно которой музей может быть рассмотрен не в аспекте выполняемых им функций, а как специфический механизм культуры, обеспечивающий существование и воспроизводство различных форм социокультурной практики. В частности, музей был рассмотрен как одна из институций художественной среды, как форма моделирования визуального опыта современного человека. Обстоятельному изучению была подвергнута ситуация выставки – оперативной экспозиции в музейном пространстве.

2.1.6. Mузееведение в XXI веке: культурологические стратегии подготовки специалистов

В современных условиях диверсификация экскурсионной музейной деятельности становится одним из наиболее актуальных механизмов просветительской и образовательно-воспитательной деятельности. Расширение спектра экскурсионных маршрутов, специальных проектов и программ, ориентированных на разные адресные групп, «выход» музеев в городское пространство может способствовать повышению туристической привлекательности городов, увеличению количества посетителей музеев и других учреждений культуры.
Для современного посетителя, особенно молодежи, уже не достаточно интересны простые обзорные экскурсии. Актуальным становится комплексный культурологический подход к разработке экскурсионных маршрутов и программ, а также авторские методики, позволяющие комбинировать популярную и научную информацию.
В основе же экскурсионной деятельности должен лежать комплексный подход, совмещающий коммуникативные функции городского пространства, находящихся в нем музеев и других учреждений культуры с потенциалом высших учебных заведений. В рамках этого научно-практического направления деятельности  реализован проект «Научно-практический центр “Музейный квартал”».  Конногвардейский бульвар в Санкт-Петербурге – смысловой «стержень», вектор развития квартала; пространство, объединяющее находящиеся здесь архитектурные и культурно-исторические памятники, музеи, туристско-рекреационные зоны. История и семантика бульвара в городском пространстве Санкт-Петербурга, градостроительные особенности города и квартала, ограниченного наб. р. Мойки, пл. Труда, Конногвардейским бульваром, пл. Декабристов, Исаакиевской пл., позволяют вычленить бульвар из общей структуры квартала. Бульвар может совместить в себе несколько функций – информационную, туристско-рекреационную, экспозиционно-выставочную, просветительскую, а также стать местом проведения акций, фестивалей, праздников и т.д.
В ходе реализации проекта «Музейный квартал» студенты, обучающиеся по направлениям музейное дело, туризм, краеведение, география и другим гуманитарным специальностям получают широкие возможности творческой самореализации. У ВУЗов появилась постоянно работающая практическая площадка. Студенты задействованы в проекте на всех этапах работы – от создания экскурсионных маршрутов и культурно-исторической экспертизы до создания и реализации рекламной стратегии и концепции средового дизайна. Таким образом, помимо отработки профессиональных навыков по ведению экскурсий, реализации программ в сфере культуры, студенты также получают новые компетенции в сфере туризма, рекламы, маркетинга в сфере культуры.

2.1.7. Культурная семантика моды в отечественной гуманитарной периодике

В рамках данной темы в течение 2009 года проходило исследование моды как фактора формирования нового типа сознания – «подиумного сознания» современной эпохи. В качестве материала для анализа использовалась материалы периодических глянцевых изданий и специальные теоретические материалы по семантике и феноменологии современной моды.
Механизмы моды выступают как специфические механизмы идентификации человека. Становление моды связано с массовой культурой и формированием общества потребления. Исследование процессов, происходящих в культуре индустриальной и затем постиндустриальной эпохи, позволяет заключить, что мода оказывается адекватной формой идентификации для культуры меняющейся культуры потребления. Она вырастает в дизайн, и не только удовлетворяет, но и формирует потребности людей. Выступая формой присвоения Чуждого в изменяющемся мире, мода формирует «подиумное сознание», порождает такой феномен культуры как престижное потребление, фокусирует внимание на настоящем и подчеркивает значимость утверждения различия. Она оказывается одним из симптомов и парадигмообразующих механизмов новой культурной эпохи – эпохи культуры различия.


2.1.8. Метафизика места: региональный опыт искусства

Рассуждения о метафизике места подразумевают анализ определенных культурных проявлений пространства, из которых складывается региональный (географический) опыт искусства. Логика культурных проявлений пространства объясняет траектории перехода из одной образной системы в другую и утверждает постоянство пограничности.  Образ движущейся границы, существующей самостоятельно и операционально, расширяет возможности создания и представления художественных проектов.
Метафизика места раскрывается через топосы сознания, ориентированные на металандшафт. Неоднородность внутреннего ландшафта обусловлена не только перипетиями личной истории, но и воздействием «фактора места», региональной заданностью. Особый интерес представляет переход внутренней информации во внешнюю, зафиксированный в произведении искусства. Речь идет о способности искусства воссоздавать географию души, расставляя маркеры исторической и культурной действительности с опорой на конкретную специфику того или иного географического региона.В рамках данного направления происходило исследование «психологии металандшафта», раскрывающее ментальный план творчества на материале региональных форм искусства Северо-Запада России.
Основные результаты научной работы в рамках направления 2 нашли свое отражение в публикациях, выступлениях на научных конференциях и симпозиумах, диссертационных исследованиях сотрудников отделения, а также в структуре и содержании коллективной публикации, подготовленной к печати сотрудниками отделения - «Фундаментальные проблемы культурологии: Том 6: Культурное наследие: от прошлого – к будущему».



Направление 3. Информационные технологии культуры

В рамках данного направления продолжалась работа по изучению фундаментальных аспектов информационных технологий культуры в контексте нарастающей глобализации, а также информатизации культурного процесса.

Тема 3.1. Глобализация культуры и актуальные проблемы гуманитарных исследований

Руководитель: А.Ю.Тимашков

Отв. исполнители: А. В.Конева, А. В.Венкова, И. Б. Соколова, Д. Л. Спивак

3.1.1. Глобализация в современном мире: опыт осмысления и стратегии выживания

Главной целью исследований в рамках данной темы явилось формирование концептуального поля рассмотрения проблемы политики идентичности в условиях постиндустриальной цивилизации и новой парадигмы культуры. Постановка данной проблемы опирается на утверждение о том, что в постиндустриальном обществе формируется новая парадигма культуры, можно определить как парадигму различения – difference – поскольку главным акцентом современности становится умение различать. Это понимание культуры основано на работах Ж. Делеза, М. Фуко, Ж. Бодрийяра, Ю. Кристевой. Различение как метафизическое основание процессов конструирования идентичности дает иной (по сравнению с уже существующими) взгляд на формирование оснований концепции политики идентичности в условиях постиндустриальной цивилизации.
Исследование в рамках данной темы основывается на систематическом проведении принципа трансдисциплинарности. Данный принцип предполагает соблюдение толерантности, как основы диалогического преобразования современного мультикультурного мира; открытости, как отказа от сознательного замыкания исследовательских процедур и стратегий горизонтами сложившейся у исследователя «картины мира»; строгости, как использования ясно определенных процедур описания и техник их переноса в социальную, психологическую, креативную практику на каждом этапе анализа/синтеза.
При исследовании динамических процессов формирования идентичности методологической основой выступает теория социально-исторического детерминизма, признающая наряду с экономическими факторами развития общества активную и относительно самостоятельную роль идей, укорененных в общественном сознании. К обобщению эмпирического материала привлекается опыт изучения динамических стратификационных процессов и их отражения в сознании в русле теорий социологии знания, социальных представлений и символического интеракционизма.
В изучении личностно-психологических аспектов идентичности в эпоху глобализации исследование опирается на положения философско-психологических концепций идентичности, разработанные отечественными (Г. Г. Шпет, Т. Г. Стефаненко) и зарубежными (Э. Эриксон, Ю. Хабермас, Р. Фогельсон, X. Тэджфел) учеными, согласно которым личностная идентичность определяется как чувство и осознание человеком тождественности самому себе, своей целостности и непрерывности во времени и пространстве. Также используются методологические принципы, разработанные авторами концепции самости (self) У. Джемсом, Дж. Г. Мидом и Ч. Х. Кули. Для исследования комплекса проблем, связанных с социальным воображением и комплексами социальных представлений, привлекаются методы теории социальных репрезентаций (С. Московичи, В. Дойс), «социологии общества масс» (И. Гоффман), теории социального поля (П. Бурдье).
Среди основных выводов по данной теме будет констатация того, что современная идентичность характеризуется высокой степенью аутентичности, то есть большой внутренней силой и тягой к самоопределению. Вместе с тем, формируется новое представление о внутреннем стержне идентичности и образе Другого, взаимодействие с которым моделирует идентичность. Другой воспринимается равным, имеющим право на собственные стратегии самоопределения. Соблюдение требования аутентичности означает в каком-то смысле возвращение к истокам развития культуры, к «чистым» властным практикам, к особой природосообразной деятельности, внутри которой формируется идентичность (Т. Алфред). Речь идет об идеологии идентичности, как внутреннем стержне развития человека и о расширенном понимании возможностей, открывающих перспективу трансформации политик идентичности в «environment politics», что является актуальным для культурологических исследований во всем мире. Современные cultural studies исследуют процессы, происходящие в стремительно изменяющемся мире. Анализ трансформаций политик идентичности в этих условиях становится особенно актуальным.
В контексте современных исследований политик идентичности новым является рассмотрение их в качестве одного из механизмов различения, что позволит выявить динамику форм идентичности в современной культуре.
Остро стоит проблема изучения политик идентичности в контексте современного российского общества. В рамках данного проекта наиболее новым является исследование политики идентичности с точки зрения формирования национальной идеи, способной гармонизировать систему социальных представлений россиян. Трактовка политики идентичности как подвижной личностной стратегии, использующей мозаику готовых культурных форм, позволит создать модель национального самоопределения в условиях глобального мира.

3.1.2. Межкультурная коммуникация в динамике современного мира

Проблема организации эффективного межрелигиозного диалога и межкультурного взаимодействия в целом между носителями различных культур принадлежит к числу ключевых проблем современного мира, входит она в полной мере в круг интересов и ЮНЕСКО.
Среди основных проблем, разрабатывавшихся в рамках данной темы:
  • сравнительное исследование актуальных проблем и ближайших перспектив конструктивного взаимодействия представителей различных цивилизаций в государственном строительстве;
  • исследование механизмов поддержании стабильности гражданского общества;
  • обеспечение оснований социального взаимодействия, противодействия религиозному радикализму;
  • установление приоритетных направлений межкультурного обмена в условиях современного мира
Большая часть вышеозначенных задач нашла свое решение в работе встречи представителей кафедр ЮНЕСКО «Христианство и ислам в контексте современной культуры», прошедшей в 2–3 июня 2009 года в Санкт-Петербурге на базе кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога. Среди общих целей проекта значились следующие:
  • проведение тщательного компаративного изучения современного состояния и актуальных вызовов в межрелигиозном диалоге в контексте современных России и Ливана;
  • общее обсуждение результатов, интерпретаций и импликаций исследования, направленное на формирование общей концепции проблем и перспектив межрелигиозного диалога в контексте соответствующих двух стран, в рамках общего исследовательского семинара;
  • презентация данных результатов академической и религиозной общественности в виде многоязычной интернет-публикации по типу коллективной монографии, составленной главами, подготовленными и представленными ведущими экспертами обеих стран, в особенности по отношению к целевой группе молодежной аудитории РФ и Ливана, в интересах поддержки и развития духовности, культурного разнообразия, взаимного уважения и понимания.
Выпущенная осенью 2009 года по материалам семинара коллективная монография «Христианство и ислам в контексте современной культуры» направлена на:
  • отслеживание, анализ и уточнение глубинных тенденций развития теории и практики межрелигиозного диалога, как неотъемлемой части межкультурного диалога, с выходом на актуальные проблемы и внутренние особенности исламско-христианского диалога;
  • установление и разработку перспективных направлений в развитии базовых стратегий и «лучших практик» в ведении межрелигиозного диалога в контексте современных России и Ливана;
  • систематическое описание и разработку наиболее конструктивных тактик общего содействия оптимизации социального партнерства и духовного сотрудничества между представителями различных религиозных и духовных традиций, прежде всего в контексте Европейской части России и Ближнего Востока.
Таким образом, и в материалах рабочей встречи и в публикациях, вошедших в коллективную монографию, нашли отражение вопросы поиска оптимальных стратегий выстраивания принципов межкультурной коммуникации в условиях современного мира.

3.1.3. Информационная культура в эпоху глобализма

В рамках данной темы разрабатывались теоретические основания проблемы динамики сетевых сообществ, активно обсуждающиеся в настоящее время специалистами из различных областей гуманитарного знания – социологами, психологами, теоретиками культуры. Термин «виртуальное сообщество» ввел в употребление в 1993 году Г. Рейнгольд, описавший в работе «Виртуальное сообщество: освоение виртуальных земель» (The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier) базовые особенности виртуальной коммуникации, среди которых особое значение он уделял проблеме устойчивости форм коммуникативного взаимодействия в виртуальных сообществах, а также описанию топологии границ подобного взаимодействия. Под виртуальным сообществом он понимал относительно устойчивую группу людей, объединенных по какому-либо признаку и поддерживающих общение исключительно через каналы сети интернет.
Вокруг проблемы виртуальных сообществ сформировался целый ряд понятий, проблематизирующих основные формы их существования. К ним относится введенное М.Гранноветтерем понятие «слабой кооперации», особого типа «горизонтального сотрудничества», принятого в сетевых сообществах и основанного на равноправии, свободе и плюрализме, в отличие от «вертикальной коммуникации» в обществе, отражающей властные иерархические взаимодействия его членов. Особая роль в развитии теории социальных сетей принадлежит Б.Велману, впервые предложившему научную концепцию психологии виртуальных сообществ. Отдельные проблемы существования сетевых сообществ раскрываются в работах Д. Липнак и Д. Стемпса (концепция преодоления пространственно-временных границ в новом типе коммуникативного взаимодействия), К.Калхуна (проблема кризиса идентичности, анализ форм дистопии виртуального опыта), А.Д.Кима (теория жизненного цикла виртуальных сообществ), М.Паркса и К.Флойда (эмпирические социологические исследования сетевых сообществ), М.Смита и П.Коллока (анализ новых форм социальной организации в виртуальном пространстве), Т.О'Рейлли (психология WEB 2.0). Проблема динамики ментальности в условиях виртуализации культурных процессов на материале сетевых сообществ раскрывается в работах Р.Койна, М.Стефника, У.Митчела, М.Бенедикта.
Тема виртуальных сообществ, как неотъемлемой части виртуальной культуры эпохи глобализма, к настоящему времени прочно вошла в академический круг проблем, изучающихся преимущественно в англоязычной литературе. В отечественной гуманитарной науке имеется ряд авторитетных публикаций, раскрывающих основные проблемы виртуализации современного общества и основных форм взаимодействия в нем. Помимо коллективных трудов проблемы виртуальной реальности и общества информационных систем раскрываются в работах Д. В. Иванова, А. С. Дриккера, В. Ю. Нестерова, В. В. Горчакова, В. Н. Михайловского, Н. А. Носова и других. Проблемы психологии и социологии виртуальных сетевых сообществ на материале российского интернета освещены в работах Е. П. Белинской, Е. И. Нестеровой, С. Н. Щегловой.
В качестве резюме по данной теме можно сформулировать следующее: ученые сходятся во мнении о том, что данная форма социальной группы (сетевое виртуальное сообщество) отражает динамику стратегий общения в современном обществе и, наследуя постмодернистскую открытость и идентификационный плюрализм, отвечает требованиям изменившегося формата межличностного взаимодействия в эпоху глобализации. Изменения коснулись, прежде всего, пространственно-временной организации общения, а также структуры субардинационного взаимодействия в современном социуме.
В современных условиях успешная коммуникация между членами социальной группы или сообщества предполагает преодоление ограничений, накладываемых пространственной удаленностью и временным разрывом, современное общение обязано быть непрерывным. Постоянно растет необходимость усиления диалогического компонента подобного взаимодействия, преодоления формализованных ограничений, накладываемых на структуры и содержание общения в иерархии современного общества. Абсолютной необходимостью является получение информации в одно и то же время с другими членами сообщества, что помогает сократить разрыв между членами группы, проживающими на значительном удалении друг от друга. Все эти задачи решает виртуальное сообщество, существующее и развивающееся в сети интернет.

3.1.4. Инновационные технологии передачи опыта в структуре гуманитарного знания

Если говорить о научном общении в условиях современного общества, то помимо традиционных форм взаимодействия между учеными – конференций, конгрессов, симпозиумов, в настоящее время активно развиваются альтернативные способы обмена информацией, к ним, в первую очередь, относятся виртуальные сообщества ученых. К такому типу объединений принадлежит реализуемое на базе СПб отделения РИК «Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ», — виртуальная площадка для общения ученых-гуманитарев, работающих в сфере культурологии и смежных с ней областях.
Отчетный период работы сообщества продемонстрировал достаточную устойчивость состава активных участников, что в целом нетипично для подобного рода групп (о чем свидетельствуют работы Е. П. Белинская, С. Н. Щегловой, В. К Нестерова) Наблюдается постоянный рост числа участников, присылающих запросы для включения в информационный банк с последующим доступом ко всем инструментам сообщества (на момент формирования данного отчета сообщество включает 1345 активных участников). Количество запросов из столичных и удаленных регионов находится примерно в равных долях. Наибольшее количество специалистов пришло в сообщество из философских наук, далее следуют специалисты по культурологии, искусствоведы и историки.
Проект доступен для ознакомления и получения информации всем пользователям сети интернет, в то же время его уникальность заключается в стопроцентной персонализации информации, размещаемой на портале. В сообществе отсутствует автоматическая регистрация, стать его членом можно только в случае интституциональной принадлежности к системе современного культурологического знания.
Информация, постоянно размещаемая и обновляемая как администрацией проекта, так и зарегистрированными пользователями, призвана способствовать повышению качества образовательных технологий в сфере современного гуманитарного знания. Студенты и аспиранты, изучающие предметы гуманитарного цикла, могут получить доступ к непосредственному общению с крупнейшими специалистами данного сегмента науки. Получение он-лайн консультаций отечественных и зарубежных ученых поможет повысить качество создаваемых в рамках системы высшего и постдипломного образования квалификационных работ. Материалы, размещенные на портале, а также эвристический характер общения участников проекта, ориентированный на научный диалог, призваны способствовать развитию технологий гуманитарной экспертизы, что позволит расширить прикладные возможности современного гуманитарного знания в нашей стране. Просветительские возможности проекта могут быть реализованы через создание разделов электронных версий печатных изданий, содержащих материалы, интересные не только специалистам, но и широкой общественности.
В целом, «Сетевое сообщество «Российская культурология» призвано систематизировать институционально закрепленные формы существования российской культурологии и сформировать новое пространство научного общения с привлечением возможностей современных информационных систем.
Основные результаты научной работы в рамках направления 3 нашли свое отражение в публикациях, выступлениях на научных конференциях и симпозиумах, диссертационных исследованиях сотрудников отделения, а также в структуре и содержании коллективных публикаций, подготовленных к печати сотрудниками отделения - «Фундаментальные проблемы культурологии: Том 7: Культурное многообразие: теории и стратегии» и «Христианство и ислам в контексте современной культуры: Межрелигиозный диалог в России и на Ближнем Востоке».




© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»