1

Тема: 26-28 октября, 19:00. Эхо международного фестиваля «ДНИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КИНО»

Эхо международного фестиваля
«ДНИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КИНО»
(в рамках Года «Франция — Россия 2010»)
Совместно с Санкт-Петербургским филиалом Государственного центра
современного искусства
26–28 октября 2010 года (ГЦСИ, наб. реки Фонтанки, 34)

Определяя своей задачей представление человека во всем многообразии его личных и социально-природных проявлений, визуальная антропология очерчивает границы невидимого круга, обнимающего науку, искусство и современные технологии. Особый вид познавательной деятельности и особенный художественный жест, зафиксированные аудиовизуальными средствами, становятся результатом культурантропологической деятельности, раскрывающей как известные, так и малоизвестные стороны культуры. Своеобразие методов анализа, с которыми работает визуальная антропология, состоит в установке на раскрытие креативного потенциала объектов и субъектов творческого процесса, не исключая, при этом, и сопровождающего их медийного посредника.
Различные области памяти и опыт мемориализации как таковой становятся точками отсче-
та для формирования особых отношений посредничества между членами культурного со-
общества и аудиовизуальными средствами, фиксирующими события. Пространство памяти
становится тезаурусом, открывающим визуальной антропологии возможности для разноо-
бразных видов деятельности, связанных не только с документацией событий, но и раскры-
тием нравственной ответственности триады автор-посредник-герой, в которую постепенно включается и зритель.

Программа показов

26 октября 2010, 19:00

Жан Руш. Пересекая границы, Анна Люция Ферраз, Эдгар Теодоро да Кунха,
Пола Моргадо, Ренато Штутман, Бразилия, 2000, 41’
В фильме представлено многообразие точек зрения и понимания основных аспектов твор-
чества Жана Руша. То, каким увидели его работы, например, бразильские кинематографи-
сты и антропологи. Кроме того, обостряя проблематику визуальной антропологии, авторы
предлагают зрителю познакомиться с взглядом Жана Руша на самого себя. Своеобразный
антропологический аутопоэзис раскрывает не только особенности творческого метода ис-
следователя, но и проясняет истинное значение визуальной антропологии для современной культуры.

Водопад ягуаров (Iauaret ), Винсент Карелли (Бразилия),
Бразилия, 2006, 48
В местности на северо-западе Амазонии, известной как «Водопад ягуаров» (Iauaret на языке местного населения), индейцы тариано решили запечатлеть память о своей культуре для будущих поколений. Подобный опыт визуальной антропологии был проинициирован дли тельными попытками катехизации индейцев, приведших к частичной утрате артефактов национальной культуры.

Человек на своем месте, Седрик Дюпир (Франция),
Республика Гвинея, 2008, 65’
Когда первый президент независимой Гвинеи-Конакри произносил эти слова, он и понятия
не имел, что они станут популярным афоризмом, рекламным трюком, росчерком. Фабуда
Уларе выполняет такие различные обязанности как обряды на похоронах или родинах, помогает понять группам танцоров и музыкантов смысл им сказанного. Фабула Уларе — это сложный персонаж, аккумулирующий разные обязанности, функции и социальные статусы. В то же время, он глава семьи, в которой 34 ребенка, бывший солдат французской и гвинейской армий, главный охотник, ударник с международной славой, и, кроме всего прочего, «вождь».

Дорогая олива, Франческо Марано (Италия), Италия, 2004, 63’
60-минутный портрет Анжело — крестьянина и пастуха из горного района Бриенца в ита-
льянской провинции Базиликата — это не картина восьмилетней биографической кино-по-
вести, а, скорее, сага, поэтическим образом рассказывающая о повседневности простого
человека, изолированного от окружающего мира, но, при этом, вовлеченного в процессы
глобализации.

27 октября 2010, 19:00

Охота на льва с луком, Жан Руш (Франция), 1965, 80’
Фильм пионера визуальной антропологии в кинематографе Жана Руша документирует со-
бытия проделанного автором с 1957 по 1964 гг. исследования охотников Гао, региона Ятакалы. События реальности тесно переплетены с колдовскими обрядами и представляют яркую картину жизни людей иного мировосприятия.

Умойя, деревня, запретная для мужчин, Жан-Марк Сэнклэр, Жан Крузийяк
(Франция), Кения, 2008, 52’
В фильме смело и ярко заявлена проблема насилия в развивающихся странах. Переступив
через ужасы притеснений и унижений (сначала со стороны британских солдат, а затем и
собственных мужей) женщины Северной Кении объединились в общину и создали деревню
«Единство» («Umoja» на языке суахили), ставшую убежищем для тех, кто оказался в тяжелом положении. Несмотря на жесткие догмы семейного быта и традиции, женщины находят в себе силы для сопротивления, демонстрируя не только силу воли, но и способность к переосмыслению границ традиции, что является важным условием становления гражданского общества.

Мавлюда, Отинка, Жан-Кристоф Ру (Франция), Узбекистан, 2003, 47’
Фильм — своеобразная летопись жизни Мавлюды, упорно не оставляющей попыток стать
муллой, несмотря на отсутствие принадлежности к роду «отинок» — женщин-учителей ис-
лама. Перед зрителем не только картины жизни узбекских семей, но и личный религиозный
опыт героини, твердо уверенной в необходимости и оправданности совершаемых поступков.

Королевы, Нана Сойлева, Хорватия, 2007, 32’
«Королевы» (ljelje) — это девушки в традиционных костюмах, больших головных уборах, с
длинными мечами в руках. Представляя опыт реставрации традиционного для Восточной Европы, а особенно для северо-восточной Хорватии обряда, в праздник Всех Святых группы «королев» ходят от одного дома к другому, распевая традиционные песни. Воскрешая старинные обычаи, жители Хорватии не только продолжают традиции своего народа, но и предпринимают попытки переосмысления роли и места фольклорной традиции в культурном наследии.

28 октября 2010, 19:00

Школа кочевника, Мишель Деба (Франция), Россия, 2008, 50’
Февраль 2008 года, далекая Восточная Сибирь… Фильм рассказывает об экспериментальной «кочевой» школе, организованной эвенками и антропологом Александрой Лаврийер. Предоставляя возможность детям изучать не только стандартные предметы школьной программы, но и традиции, обычаи и эвенкийский язык, создатели школы стремятся не только образовать молодые поколения, но и утвердить необходимость спасения традиционной культуры, оказавшейся на грани исчезновения. Постепенно продвигаясь в сибирские глубины, учителя рассказывают о смыслах кочевой жизни, о полноте счастья там, откуда родом их дух.

Полифония Черианы:
the Compagnia Sacco, Хуго Земп (Швейцария), 2010, 70’
В работе рассказывается об особенной музыкальной традиции и коллективах, ее трансли-
рующих. Существуя с 1926 года, итальянский ансамбль с загадочным названием, происхо-
дящим от наименования обычая батраков, направляющихся в поле, носить на спине белый
мешок (sacco bianco) с обеденным рационом, представляет оригинальный региональный
вид хоровой музыки, напоминающей грегорианский хорал.