Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра теории и истории культуры, спец. "история мировой художественной культуры", выпуск 2010 года, специалист

Явление «бунта» принято исследовать как механизм исторических и культурных трансформаций в обществе. Оценка ситуации исторических событий дала право утверждать, что бунт в ХХ веке, а, особенно, во второй его половине, становится естественной реакцией социума. Поэтому в ХХ веке художник или человек, выражающий себя через творчество, не будет просто фиксировать мир, как раньше этим его обязывала эстетика, теперь подлинной целью искусства становится из ничего сделать нечто, основываясь на своё собственное эстетическое мировоззрение. Выражая свою индивидуальность  через творчество, он будет пытаться создать свою собственную концепцию видения мира. Процесс творческого акта приобретает форму протеста и становится лицом бунта.
Этот процесс можно проследить с самого начала столетия. Особенно яркими и выражающими бунт, в первой половине ХХ века, были следующие художественные концепции: футуризм, дадаизм, сюрреализм, коллеж социологии. Они впоследствии стали фундаментом других, не менее ярких концепций – это битники, ситуационисты, американский андеграунд (трансгрессивный кинематограф), хеппиниг,  кэмп, феминизм и квир – теория.
Концепция художественного бунта американского андеграунда возникает в США, как экспериментальное искусство. Трансгрессия, в свою очередь, обозначала феномен нарушения запрета или в более широком смысле –  это преодоления границ всего дозволенного, также она является выражением некоторого экзистенциального состояния. Формирование человека как субъекта всегда было обусловлено существованием различных запретов, а утверждение его индивидуальности становится возможным лишь посредством их преодоления, через выражение протеста против социума.  Именно поэтому в трансгрессивном кинематографе второй половины ХХ века тема гендерной идентичности становится одной из центральных, наряду с различными сексуальными перверсиями, представленных с позиции жестокой реальности.
Следующая художественная концепция, которая в противопоставлении  американскому андеграунду, явила предметом своего изучения категорию  чисто эстетического характера. Чувствительность в современном мире, ставшая основой концепции, понимается через извращённое осмысление, и именно она обозначается как культура кэмпа, а основой данного течения является изучение всего искусственного и неестественного. Для человека ХХ века кэмп решает проблему: как оставаться эстетом в век массовой культуры. Знаток кэмпа вынужден находить искусные наслаждения в искусстве для масс.
Концепция, которая также выносит на всеобщее обсуждение вопросы гендерных и сексуальных стереотипов, это квир-теория, получившая развитие во второй половине ХХ столетия. Квир — это не объективная природная данность, раз и навсегда характеризующая данного человека, а перформанс, театрализованное представление, смысл которого неотделим от контекста. Это понятие было принято для того, чтобы позволять избегать категоризации людей по их сексуальной практике. Каким бы ни был источник сексуального желания и удовольствия, «квир» обозначает понятие выбора и позволяет человеку избегать однозначного решения, когда ему сложно определиться в данном вопросе. Таким образом, данное понятие подчеркивает момент незафиксированности сексуальной идентичности и подрывает принцип нормальности гетеросексуальности, квир, прежде всего, ставит под вопрос даже такие на первый взгляд бесспорные понятия, как «мужчина» и «женщина».
Рассмотренные художественные концепции  ещё раз подтверждают тот факт, что вторая половина ХХ столетия сделала понятие «бунта» центральным, как для истории развития общества, так и для объяснения кризисных явлений в культуре.