Москва
Государственный Университет по Землеустройству, факультета Архитектуры, магистрант 2 курса, специальность "Архитектура"

Многочисленные рассуждения об эстетической и культурной составляющей архитектуры и архитектурной деятельности, к сожалению, не создают целостного представления о картине происходящего. Безусловно, архитектура — важнейшая составляющая культуры любого общества, представляющая собой моделирование действительности, т.е. природной среды.
Архитектура также является единственным способом выражения времени в пространстве посредством воплощения своеобразных форм, характерных для каждой эпохи и каждого исторического этапа развития общества. Архитектура есть процесс взаимодействия человека с природой, в ходе которого деятельность человека (архитектурная деятельность) преобразует окружающую его естественную (природную) среду и потребляет ее в виде искусственной (архитектурной) среды. Архитектура как элемент художественной культуры всегда рассматривается в контексте взаимодействия искусств, которое происходит на протяжении всей истории. Архитектура, таким образом, — это искусство создавать здания и сооружения по законам красоты, которые формируют социокультурное пространство для жизни и деятельности людей. Это — одно из основных пространственных искусств, совокупность объектов, творческих процессов, обуславливающих художественную организацию пространства своим присутствием, расположением и функционированием. Архитектурная среда содержит многообразные характеристики, свидетельствующие об определенных отношениях к находящемуся в ней человеку. Имеется в виду эффект незримого присутствия человека. Благодаря, так называемому, средовому подходу, архитектура становится контекстуальным видом искусства, каждое произведение которого зависит от окружения, оставленного предшественниками, но в то же время само формирует объектно-пространственную среду.
Отчасти парадоксальным предстает зависимость общества (как общего социума) и архитектуры. Сегодня мы можем наблюдать и вовсе необычную для сложившейся системы картину, когда общество использует архитектурное пространство в качестве площадки для собственных творческих процессов. Учитывая стремление современного человека к участию в активном преобразовании предлагаемой ему архитектурной среды, к развитию ее в контексте быстро меняющихся социальных потребностей, экологическая рациональность постепенно занимает место в списке теперь уже эстетических категорий архитектурного проектирования.
Очевидно, что изменение структуры взаимодействия пространств, заложенное в идее экологически рациональной архитектуры, расширяет и символическую, и знаковую составляющие этих пространств. Все это задает новые категории в архитектуре и находит отклик в социуме пользователей этой архитектуры, создавая сегодня, таким образом, новую культурную формацию.