Тема: Москвич Ольга: Феномен фотографии в культуре: постмодерный дискурс

Украина
Луцк
Волынский национальный университет имени Леси Украинки, институт социальных наук, кафедра культурологии и менеджмента социокультурной деятельности, аспирант первого года обучения

В современных условиях господства изображения и тотальной визуализации феномен фотографии приобретает особую актуальность, в частности как изображение нового (технического) типа в культуре. Современное общество, благодаря визуальной революции, у истоков которой стоит фотография, находится в состоянии радикальных трансформаций - ведь меняется человеческое восприятие мира.
Фотография стала революционным изобретением для человека. Открытие Дагера в 1839 году было сенсацией, но уже в середине ХІХ  века фото стало массовым явлением, а в ХХ веке проникло во все сферы человеческой деятельности. Сегодня вокруг нас существует некая фотореальность: от журнала или семейного альбома к собственному взгляду в объектив фотоаппарата. Под влиянием фотографии современные общества потребляют, прежде всего, изображения. А образ стал настолько важным и авторитетным, что часто ассоциируется с безоговорочным доказательством. В нынешнем визуализированном мире трудно найти сферу деятельности, которая не связана с фотографией. Мода, дизайн, искусство, наука, образование, политика, реклама, повседневная жизнь, так или иначе, привязаны к фотоснимку.
Как ценный источник культурологической информации, фотография является предметом анализа культурологов, философов, искусствоведов и социологов. Постмодерный взгляд на фотографию характеризуется исследованием фотографического изображения через отрицание реальности, через новый взгляд на этические и эстетические нормы в культуре, через игру с образом, копией, оригиналом, жизнью и смертью (микроопыт смерти или символическое убийство), через устранение границ между искусством и повседневным миром. Когда мы смотрим на фотографию, на первый взгляд, все может показаться ясным, но очень часто некий внутренний смысл, сущность изображения остается неуловимым. Ведь фотообраз таит в себе целую систему информационных кодов и культурных символов, лишь осмыслив которые, можно увидеть сущность, а не поверхностную картинку.
В. Беньямин, Р. Барт, С. Зонтаг, В. Флюссер, Ж. Бодрийяр задавались вопросами, что же являет собой фотография и какое ее место в культуре? Креативность и глубина их размышлений о фотоизображении представляют особый интерес для культурологической науки, ведь именно фотография сегодня является свидетелем и хранителем практически всех проявлений культуры.

Отредактировано Москвич Ольга (2010-08-17 09:30:11)

Re: Москвич Ольга: Феномен фотографии в культуре: постмодерный дискурс

Здравстуйте, Ольга
На мой взгляд, получилась очень полное раскрытие темы, констатация фактов об истории фотографии. Но что же Вы хотели всем этим сказать? Я не вижу самой культурологической проблемы, задачи, над которой стоит размышлять и о которой стоит дискутировать.
Заранее, спасибо!

Re: Москвич Ольга: Феномен фотографии в культуре: постмодерный дискурс

Здравствуйте, Анна. Очень приятно, что Вас заинтересовала тема моего доклада, но, жаль, что Вы не считаете фотографию актуальным феноменом современной культуры. Исходя из Вашего вопроса, складывается впечатление, что вы не достаточно ознакомлены с культурологическими исследованиями фотографии. Попробую Вас убедить в том, что фотографическое изображение – это явление над которым необходимо размышлять и о котором стоит дискуссировать. Ведь именно фотография стала первым шагом к так званому иконическому повороту в культуре, и, в следствии, к возникновению современной медиареальности. Я убеждена в том, что исследование фотографического изображение (как и любого другого явления культуры) следует начинать с анализа концепций и теорий известных ученых. В заявленной мной теме докладе я предлагаю рассмотреть тории фотографии известных постмодернистов, ведь именно их взгляды являются крайне амбивалентными и в тоже время актуальными в наше время.
На данной странице, Анна, вы имеете возможность ознакомиться лишь с тезисами доклада. Для обсуждения предложенной мной темы приглашаю Вас принять участие в дискуссии во время работы Молодежной секции Третьего Российского Культурологического Конгресса.
В случаи возникновения новых вопросов – обращайтесь, с удовольствием отвечу.