Тема: Зинаида Лурье: К вопросу об интерпретации образа «роковой женщины» (на примере фигур Юдифи и Саломеи)

Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный университет, исторический факультет, кафедра истории западноевропейской и русской культуры, выпускница

Понятие «роковая женщина» (от фр. «la femme fatale») прочно вошло в европейскую культуру в XIX–XX вв. В самом широком его используют для обозначения женщины, привлекательной для мужчины, но представляющей для него опасность. Большое влияние на его формирование оказали истории и иконография библейских героинь, главным образом, Далилы, Юдифи и Саломеи (Gross F. Delila, Judith, Salome // Eva und die Zukunft: Das Bild der Frau seit der Französischen Revolution. München, 1986. S. 212).
Исследование посвящено образам Юдифи и Саломеи. Несмотря на различное восприятие героинь в христианской традиции, в светском искусстве с XV–XVI вв. и вплоть до XX в. наблюдается сопоставление и слияние образов. Ассоциации между героинями в искусстве привели к формированию определенной историографической традиции, согласно которой их иконография рассматривается с точки зрения борьбы полов. Однако для достижения полноты картины, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на историческую и социальную среду, в которой развивалась западноевропейская живописная традиция.
Нельзя не признать, что ролевая схема «Юдифь, убивающая Олоферна» или «Саломея, требующая голову Иоанна Крестителя» отражает универсальную идею борьбы полов. Однако «фатальность» Юдифи и Саломеи, очевидная для современного зрителя, на наш взгляд, была неочевидна в прошедшие столетия. В Средние века образы наших героинь наделялись определенными символическими значениями. В эпоху Возрождения образ Юдифи оказался востребован в рамках флорентинского гражданского патриотизма. Поступок героини был ярким примером служения на благо отечеству, а ее добродетель — личного подвижничества.  С конца XV в. фигура Саломеи — прекрасной танцовщицы и носительницы святыни — стала очень популярна в придворном искусстве. Эти образы сливаются под влиянием неоплатонизма: победа женщин символизирует «триумф любви». Заметим, что в рамках феномена «спора о женщинах» Северного Возрождения подчеркивается неоднозначность женской натуры. Влияние на трактовку образов оказывает Реформация и Контрреформация. В XVII в. Караваджисты уничтожают «прекрасный идеал» ренессансных картин, различными способами играя на антиномии внешнего и внутреннего. Образы Юдифи и Саломеи уже тогда попадают под определения «безжалостная красавица», возникшее в эпоху романтизма. Однако в на рубеже XVIII–XIX вв. на образный ряд оказывают влияния политические сюжеты (параллели между Юдифью и Шарлоттой Корде).
Таким образом, мы видим, что интерпретация рассматриваемых образов не всегда связана с конфликтом мужского и женского начал. Часто она, напротив, выражает идею гармонии. Анализ эволюции фигур Юдифи и Саломеи в рамках историко-культурного контекста позволяет, во-первых, избежать универсализации решения проблемы, присущей гендерным исследованиям, и, во-вторых, уточнить восприятие и соответствие понятию роковой женщине образов Юдифи и Саломеи на протяжении веков.